background-menu

Деятельность



Анализ оценки качества метеорологического обеспечения Гражданской авиации в 2013 году

Анализ анкетирования пользователей авиаметеорологической информации на предмет качества обслуживания в 2013 году

 

Пунктом 30 Плана мероприятий по реализации решений XV сессии Региональной Ассоциации II ВМО (Азия) ВМО (Катар, Доха, 13-19 декабря 2012 г.) предусмотрено «Обеспечить проведение анкетирования авиационных пользователей». Согласно поручению был разработан вопросник о состоянии и качестве метеорологического обслуживания Гражданской авиации в Российской Федерации (далее Вопросник). Анкетирование было проведено по 15 филиалам ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», 5 УГМС (Колымское, Обь-Иртышское, Забакальское, Сахалинское, Якутское) и 3 филиалов ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета» (Внуково, Шереметьево, Домодедово).  

Анкетирование было проведено по упрощенной по сравнению с 2012 г. схеме (только для летных экипажей), но в нем приняли участие большинство АМСГ с прогностической частью.

Анкета содержала 6 вопросов и касались оценки пользователями погодозависимости Гражданской авиации, а также качества метеорологического обслуживания.

Анализ результатов был проведен как по результатам опросов в целом по всем АМСГ (АМЦ), так и по семи крупнейшим аэропортам страны: Пулково, Внуково, Домодедово, Шереметьево, Кольцово, Толмачево и Хабаровск. Всего в опросе приняло участие 3579 респондентов, среди них в крупных аэропортах – 882. В целом опросы были проведены по 122 авиаметеорологическим подразделениям.

В Приложении размещена Сводная таблица результатов оценки метеорологического обеспечения Гражданской авиации в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

 

 

 

Вопрос 1. Каково влияние погодных условий на выполнение взлета и посадки?

Большинство респондентов выбрало вариант ответа «высокое» - 63,8% среди общего числа опрошенных пилотов и 76,1% по аэропортам. По сравнению с прошлым годом респонденты в крупных аэропортах отмечают более высокое влияние погодных условий (76% в 2013 г. против 65% в 2012 г.). В целом по Гражданской авиации процент влияния погодных условий остался на прошлогоднем уровне - 64%.

 

Вопрос 2. Каково по Вашему личному мнению влияние погодных факторов (среди других причин) на нарушения работы Гражданской авиации?

В 2013 году категорию «выше 50%» выбрало 29% опрошенных в целом и 26,3% в крупных аэропортах. В 2012 году эти показатели составили 37,2% и 27,7%, соответственно. Таким образом, респонденты отмечают снижение влияния погодных условий на работу Гражданской авиации в 2013 году по сравнению с 2012.

 

Вопрос 3. Как Вы оцениваете качество предполетных метеорологических консультаций на АМСГ(АМЦ)?

Категории «хорошо» и «отлично» в 2012 г. в крупных аэропортах и в целом по Гражданской авиации выбрало по 95% опрошенных, в 2013 – 96% и 95%, соответственно. Следует отметить, что в крупных аэропортах неудовлетворительных оценок не было, а в целом этот вариант ответа выбрало только 5 человек, что составляет 0,1% от общего числа опрошенных. Таким образом, оценка качества консультаций за год практически не изменилась.

 

Вопрос 4. Какова по Вашему личному мнению оправдываемость предупреждений об опасных явлениях погоды по аэродрому?

По данному вопросу большинство респондентов выбрало вариант «Хорошая», при этом по крупным аэропортам респонденты снова более довольны качеством обслуживания (вариант «Отличная» выбрало 28,2%, а в целом – 21,2%). По мнению членов летных экипажей, оправдываемость предупреждения об ОЯ в 2013 г. стала выше. Категории «Отличная» и «Хорошая» в 2013 г. выбрали 92% (в 2012 г. только 69%) в крупных аэропортах, а в целом по ГА – 84% (в 2012 75%). То есть в 2013 г. оправдываемость предупреждений об ОЯ по мнению опрошенных стала значительно выше.

 

Вопрос 5. Какова по вашему личному мнению оправдываемость авиационных прогнозов погоды?

Большинство опрошенных выбрали вариант 85-90%. Вариант с максимальной градацией (95-100%) в крупных аэропортах выбрали 11,6% опрошенных, а в целом по Гражданской авиации – 7,6%. По экспертной оценке ВМО/ИКАО удовлетворительной считается успешность прогнозов 80% и выше. Оправдываемость более 80% в 2012 г. отметили 69% опрошенных в крупных аэропортах и 77% в целом, а в 2013 году 76% и 88%, соответственно. Таким образом, по сравнению с 2012 г. отмечается тренд более высокой оценки оправдываемости авиационных прогнозов.

 

Вопрос 6. Как Вы оцениваете компетентность и профессионализм авиационных метеорологов АМСГ(АМЦ)?

Оценка компетентности и профессионализма была очень высокой. Категории «хорошо» и «отлично» в 2012 г. в крупных аэропортах и в целом по Гражданской авиации выбрало по 97% опрошенных, в 2013 – 99% и 98%, соответственно.

 

ВЫВОДЫ

 

1.            Выборка по итогам опроса более 3500 респондентов позволяет считать полученные результаты статистически обоснованными.

2.            Влияние погодных факторов на выполнение взлета и посадки в целом по Гражданской авиации очень высокое и осталось на прошлогоднем уровне - 64%.

3.            Влияние погодных факторов (среди других причин) на нарушения работы Гражданской авиации по категории «выше 50%» оценили 29% опрошенных, что на 8% ниже 2012года.

4.            Величина оценки качества предполетных метеорологических консультаций по категории «хорошо» и «отлично» за год практически не изменилась и составляет 95% опрошенных.

5.            Успешность и заблаговременность предупреждений об опасных для авиации явлений погоды еще не в полной мере удовлетворяет пользователей, но по оценкам экипажей по категории «Отличная» и «Хорошая» в 2013 году она составила 84% (в 2012 году 75%), то есть стала значительно выше.

6.            По мнению преобладающего количества респондентов, оправдываемость авиационных метеорологических прогнозов (как и в 2012 году) составляет 85-90%. Оправдываемость в градации более 80% отметили 87% опрошенных в крупных аэропортах и 88% в целом, а в 2012 году – 69% и 77%, соответственно. Таким образом, по сравнению с 2012 г. отмечается тренд более высокой оценки оправдываемости авиационных прогнозов экипажами воздушных судов.

7.            Компетентность и профессионализм авиационных метеорологов на 93-97% удовлетворяют пользователей, как и в 2012году, на 98%

 

Результаты анализа показывают значительный рост (по сравнению с 2012 годом) величины оценки экипажами воздушных судов успешности прогнозов и предупреждений об опасных явлениях погоды. Представляется целесообразным проводить данные опросы ежегодно.

 

Приложение

Сводная таблица результатов оценки метеорологического обеспечения Гражданской авиации в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

Вопрос

Вариант ответа

крупные аэропорты

в целом по ГА

п/п

2012

2013

2012

2013

1

  Каково влияние погодных условий на выполнение взлета и посадки?

Высокое

65.0%

76.1%

64.4%

63.8%

Относительно высокое

26.2%

17.2%

25.3%

24.3%

Среднее

6.9%

4.8%

9.1%

10.0%

Относительно низкое

1.6%

1.5%

1.1%

1.5%

Низкое

0.4%

0.5%

0.1%

0.2%

2

Каково по Вашему личному мнению влияние погодных факторов (среди других причин) на нарушения работы Гражданской авиации на аэродроме

< 10%

10.6%

7.6%

7.6%

6.3%

10-30%

29.3%

34.6%

23.3%

29.1%

30-50%

32.3%

31.5%

32.0%

35.6%

> 50%

27.7%

26.3%

37.2%

29.0%

3

Как Вы оцениваете качество предполетных метеорологических консультаций?

Отличное

55.7%

72.8%

49.6%

57.1%

Хорошее

39.6%

23.0%

45.0%

37.7%

Удовлетворительное

4.8%

4.2%

5.4%

5.1%

Неудовлетворительное

0.0%

0.0%

0.0%

0.1%

4

Какова по Вашему личному мнению оправдываемость предупреждений об опасных явлениях погоды на аэродроме?

Отличная

20.5%

28.2%

14.0%

21.3%

Хорошая

48.6%

63.5%

61.3%

62.9%

Удовлетворительная

31.0%

8.2%

24.6%

15.5%

Неудовлетворительная

0.0%

0.1%

0.2%

0.4%

5

Какова по вашему личному мнению оправдываемость авиационных прогнозов погоды?

95-100%

4.3%

11.6%

3.6%

7.6%

90-95%

15.0%

26.3%

21.4%

25.9%

85-90%

26.0%

27.3%

29.8%

34.3%

80-85%

23.8%

22.1%

21.4%

20.2%

70-80%

22.2%

6.5%

17.0%

7.7%

ниже 70%

8.7%

6.2%

6.6%

4.3%

6

Как Вы оцениваете компетентность и профессионализм авиационных метеорологов?

Отличное

63.8%

83.1%

57.1%

69.4%

Хорошее

33.3%

16.3%

39.9%

28.6%

Удовлетворительное

3.0%

0.6%

3.0%

1.9%

Неудовлетворительное

0.0%

0.0%

0.0%

0.1%

Возврат к списку