background-menu

Медиа



Ростовскому авиаметеорологическому центру 90 лет

История становления и развития метеорологического обеспечения гражданской авиации на Северном Кавказе берет свое начало с первой половины 30-х годов XX века, тогда первые информационные пункты на Юге России были открыты в городах Ростов-на-Дону, Сталинград и Сочи в 1932 году.

10 октября 1932 года Северо-Кавказским краевым гидрометеорологическим комитетом для обслуживания работы воздушного флота в районе станицы Нижне-Гниловской (окраина Ростова-на-Дону) была организована авиаметеорологическая станция (АМСГ) Ростов-на-Дону.

Фото 1.

С развитием воздушного флота развивалась и укрупнялась авиаметстанция. В 1934 году в Ростовском аэропорту было организовано бюро оповещений (БО), укомплектованное в основном первыми выпускниками Ростовского гидрометеорологического техникума. Первым начальником БО был назначен Г.А. Немов, первыми синоптиками - Е.Н. Метельникова, М.И. Потолокина, Е.Л. Криуленко. Синоптические карты и материалы для работы привозили из Ростовского бюро погоды. Метеосводки для нанесения на карты принимались на слух с помощью простейшего радиоприемника УС-4. Все оборудование состояло из флюгера, метеорологической будки, дождемера и шаропилотного пункта.

В 1938 году это уже была АМСГ I разряда, которая 10 ноября 1938 года с созданием аэродрома ГВФ, была перенесена на северо-восточную окраину города, где в настоящее время находится действующий аэропорт Ростов-на-Дону.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в период оккупации Ростова (с июля 1942 по август 1943 года) авиаметстанция не работала. Личный состав станции был эвакуирован в район Кавказских Минеральных Вод. В тяжелых боях за Ростов авиаметстанция была почти полностью разрушена, поэтому после освобождения города основной задачей было восстановление работы станции, штата сотрудников, укомплектование оборудованием.

Фото 2.

Развитие гражданской авиации и появление реактивных воздушных судов предъявило новые требования к метеорологическому обеспечению полетов. 1963 году на базе АМСГ I разряда создан Ростовский авиационный метеорологический центр (РАМЦ). Теперь специалисты РАМЦ составляли и передавали на авиаметстанции, обслуживающие авиахимработы, карты АКП-1Б вертикальных разрезов тропосферы по двум основным трассам, стыкованные карты МРЛ, карты начальных точек траекторий переноса. Была организована система прямых авиационных связей (СПАС).

Фото 3.

В истории Ростовского авиаметцентра были сложные времена. Начинали наблюдать за погодой техники-метеорологи визуально, из метеоприборов были только термометры, барометр да флюгер для определения параметров ветра. Синоптики составляли прогнозы зачастую благодаря своему опыту и интуиции. Сбор и распространение информации происходил по телеграфу и по радио с помощью азбуки Морзе.

Фото 4.

Сейчас Ростовский авиаметцентр оснащен современным высокотехнологичным оборудованием для определения температуры и влажности воздуха, высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости в нескольких точках вдоль взлетно-посадочной полосы, атмосферного давления и параметров ветра. Сбор и передача данных о погоде производится автоматически, распространение информации происходит с помощью современных средств связи, синоптики используют в работе новейшие прогностические модели и данные искусственных спутников Земли. Но, несмотря на технический прогресс и бурное развитие электроники, главными в метеообеспечении авиации по-прежнему остаются специалисты, хорошо понимающие, что от их квалифицированной, слаженной работы зависит безопасность полетов воздушных судов. Коллектив РАМЦ во все времена состоял из высококвалифицированных, ответственных, преданных своему делу специалистов. Ростовский авиаметцентр успешно занимается метеообеспечением аэропорта Ростов-на-Дону, ПАО «Роствертол» и всех аэропортов и площадок, расположенных на территории Ростовской области.

Фото 5.

Фото 6.

Во главе коллектива в разные годы стояли Криуленко Е.Л., Величко А.А., Потокина, М.И., Акулинина, Е.Ф., Кудрявцева Е.П., Цыганов Г.П., В.И. Гончаров.

За многолетний добросовестный труд многие сотрудники РАМЦ имеют награды. Орденом Трудового Красного Знамени награжден Г.П. Цыганов, а инженер-синоптик О.Н. Волошина медалью «За трудовую доблесть».

Знаком «Отличник Гидрометслужбы» награждены К.А. Андреева, С.И. Блинова, С.Д. Блицман, Л.И. Борисова, А.Г. Глебичев, В.И.Гончаров, Н.П. Даниленко, Л.Л. Деркач, Л.Г. Калинникова, Л.Д. Клычева, Н.А. Кутыркина, Л.И. Медведева, Е.А. Мосина, Э.М. Пахомова, М.И. Потокина, В.А. Ралдугин, Г.А. Саражина, О.И. Финенко, Н.А. Фролова, Г.П. Цыганов.

Знаком «Почётный работник Гидрометслужбы России» награждены К.А. Андреева, В.И. Гончаров, Л.Г. Овсепян, Г.А. Саражина.

В 1981 г. за большие успехи в метеорологическом обеспечении Гражданской авиации РАМЦ был награжден Дипломом второй степени ВДНХ СССР. В 2002 г. за большой вклад в метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов коллектив РАМЦ был награжден Почётной Грамотой Росгидромета.

В настоящее время РАМЦ является структурным подразделением Северо-Кавказского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и продолжает успешно заниматься метеообеспечением авиации, являясь одновременно органом метеорологического слежения за опасными для полетов воздушных судов явлениями погоды на территории ответственности Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения «Аэронавигация Юга», а это вся территория Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

Фото 7.

В декабре 2017 года Ростовский авиаметценр перемещен в новый международный аэропорт «Платов» – крупнейший инфраструктурный проект Ростовской области, призванный стать главной воздушной гаванью Юга России и принимать большинство существующих и перспективных типов воздушных судов. Аэропортовый комплекс расположен в Аксайском районе Ростовской области, в 4 км севернее станицы Грушевская.

Фото 8.

Фото 9.

Началась новая страница в истории Ростовского авиаметцентра!

Автор: начальник Ростовского АМЦ Гончаров Вадим Владимирович

26.10.2022

Возврат к списку