background-menu

Медиа



110 лет АМСГ Усть-Камчатск

110 лет метеорологической станции Усть-Камчатск

Борисенко Е.А., заместитель директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

На восточном побережье центральной части Камчатского края, с севера и востока омываемом водами Берингова моря, с юга – водами Тихого океана, 1 сентября 1914 года открыта метеостанция Усть-Камчатск.

Однако первые метеорологические наблюдения в Усть-Камчатске начались задолго до этого. По материалам Второй камчатской экспедиции (1731-1743 гг.) и неопубликованным письмам С.П. Крашенинникова с его донесениями и докладами на имя Гмелина и Миллера выяснено, что на Дальнем Востоке открыто 3 метеорологических станции: Якутск, Охотск, Большерецк и в конце 1737 года четвертая станция – Нижнекамчатский острог (Усть-Камчатск).

В Большерецке (западное побережье Камчатки) и Нижнекамчатском остроге (Усть-Камчатске) С.П. Крашенинников лично обучал солдат метеорологическим наблюдениям. В течение 1737-1741 гг. в Нижнекамчатском остроге (Усть-Камчатске) Крашенинниковым, а в его отсутствие солдатом Егором Иконниковым, производились наблюдения над довольно широким кругом метеорологических элементов: температурой воздуха, давлением, направлением и скоростью ветра, облачностью, туманами, грозами, осадками, градом, радугой, инеем, высотой снежного покрова, приливами и отливами, замерзанием и вскрытием рек.

Как следует из рапорта от 05.08.1739 года, все материалы наблюдений станций Большерецк и Нижнекамчатский острог (Усть-Камчатск) Крашенинников тщательно проверял до отправки результатов в Якутск и в Академию наук. После проверки он делал письменные замечания о допущенных наблюдателями ошибках и требовал от них записей с точными формулировками, без лишних слов.

Метеонаблюдения продолжались до июня 1741 года – до момента отъезда Крашенинникова в Охотск. Вскоре после его убытия метеонаблюдения прекращены.

Фото 1. Вид на Усть-Камчатск, начало 1900-х годов

Повторное открытие станции Усть-Камчатск в 1914 году взяли на себя 3 человека: начальник, отправлявшейся на Анадырь горной золотопромышленной партии, горный инженер Додон Александрович Зикс, горный инженер, профессор Рязанов и Камчатский областной горный инженер Сергей Дорофеевич Оводенко. Все трое подробнейшим образом проинструктированы по особенностям установки приборов инспектором Афанасьевой А.Ф. Владивостокского метеорологического бюро.

Метеостанция Усть-Камчатск должна была в значительной степени обслуживать надобности Управления Портовых изысканий на Тихом океане, т.е. помимо академических наблюдений вести специальные наблюдения над температурой моря, состоянием льдов, временем покрытия береговыми льдами и очищения от них, толщиной льда. Для этого станцию крайне желательно было поставить не в селении, лежащем за рекой, а на так называемой кошке, однако выполнить это не удалось, т.к. наблюдатель в зимнее время, на обдуваемой всеми ветрами кошке, отказывался производить метеорологические наблюдения.

Инспектор Афанасьева получила сведения от вернувшихся из Охотского рейса в Петропавловск губернатора Мономахова и горного инженера Оводенко, что станция установлена в Усть-Камчатском селении, и наблюдения на ней поручены учителю церковно-приходской школы Решетюку. Более подробную информацию об установке приборов Обсерваторией в дальнейшем получены от профессора Рязанова и Додона Зикса, когда они вернулись во Владивосток из Анадыря со вторым Чукотско-Анадырским рейсом.

Организация метеостанции обошлась Обсерватории без всяких затрат, т.к. инженер Зикс ехал с партией рабочих, трудом которых он и воспользовался. Необходимый для установки приборов лесной материал был пожертвован банкиром – рыбопромышленником Демои. Зикс и Демои категорически отказались от денег Обсерватории, желая внести свою лепту в культурное дело на далекой окраине.

Инспектор Афанасьева отправила из Петропавловска в Усть-Камчатск комплект приборов для станции с горным инженером Зиксом, который обещал не только разгрузить приборы в Усть-Камчатске, но и помочь наблюдателю в их установке. Однако вместо этого приборы были завезены в устье Анадыря, где и сданы бывшему наблюдателю Анадырской станции Менгелю. Узнав об этом, Обсерваторией в 1914 году вновь были отправлены приборы последним рейсом в Петропавловск с просьбой доставить их на собаках до Усть-Камчатска. Однако приборы были получены лишь в 1915 году во время инспекции, т.к. из Петропавловска они были отправлены только весной на пароходе «Ярославль».

Станцию выручили метеоприборы, полученные из селения Ключевского, с бывшей там в 1908-1909 годах метеорологической станции Камчатской экспедиции Рябушинского:

  • английская будка, которая вскоре пришла в негодность. Наблюдатель метеостанции Усть-Камчатск самостоятельно смастерил цинковую психрометрическую будку и перенес в нее приборы: сухой и смоченный термометры Францена, минимальный термометр Францена, максимальный термометр Майкранца, волосной гигрометр Мюллера. Минус этой будки – она совершенно не вентилировалась.
  • дождемер;
  • флюгер с двумя досками;
  • ртутный барометр Миллера.

До основания метеостанции село Усть-Камчатск несколько раз меняло не только свое название (Нижнешантальский острог – Нижний Камчадальский острог – Нижний Камчатский острог – Усть-Приморск – Усть-Камчатск), но и свое местоположение, постепенно смещаясь в устье реки Камчатка.

Во время инспекции 1915 года отмечено, что село Усть-Камчатск располагается на одном из многочисленных низменных галечно-песчаных островков дельты реки Камчатка. Многочисленные островки образовались недавно, и ожидалось, что картина дельты продолжит изменяться. Волны прибоя настолько разрушили состояние современной кошки, что начали угрожать строениям консервного завода, стоящего на значительном удалении от берега. Угроза была настолько явная, что рыбопромышленники приступили к сооружению защитной дамбы. Метеостанция находилась к западу от селения при церковно-приходской школе на правом берегу реки Камчатка.

В период с 1914 по 1931 годы станция работала с перерывами, и лишь с 1931 года работает непрерывно.

В 1920-1922 годах шведская научная экспедиция в составе 6 человек во главе со Стеном Бергманом проводит исследования Камчатки (район Ключевской сопки, южная часть Корякского округа, Ламутский (Быстринский) район и южная часть Камчатки до мыса Лопатка) и несколько раз заезжает в Усть-Камчатск, проводя зоологические, ботанические, геологические, метеорологические и этнографические исследования. Особенно внимательно экспедицией была изучена тундра устьевой части реки Камчатка и с большим интересом обследована метеостанция Усть-Камчатск.

Информация об экспедиции была известна еще до ее прибытия на Камчатку. 20 мая 1920 года из Токио на Камчатку за подписью поверенного в делах Шведского посольства Викстранда пришла телеграмма следующего содержания: «Всем гражданским и военным властям Камчатской области. Шведское посольство в Токио сим честь имеет просить все гражданские и военные власти оказывать всякую помощь Шведской естественной научной экспедиции, направляющейся в Камчатку. Эта экспедиция отправляется по поручению Шведского общества Географии и Антропологии и ее цель исключительно научная».

«14 апреля 1923 года на Усть-Камчатск обрушилось цунами. Катастрофа началась в 3 часа ночи весьма сильным толчком, продолжавшимся несколько секунд и произведшим значительные повреждения в жилищах», - так писала первая районная газета «Долина». В результате удара стихии много людей погибло, смыло рыбоконсервные заводы и склады, люди понесли огромный материальный ущерб. После цунами многие жители уехали из Усть-Камчатска. Кто-то поселился в Нижнекамчатске, две большие семьи староверов в 1924 году основали на правом берегу реки Камчатки село, получившее название Каменка, а многие жители перебрались на 18 км к СВ в новое селение Крутоберегово, расположенное на берегу небольшой нерестовой речки Крутой.

В ноябре 1924 года Дальревком решает построить новый завод на месте разрушенного цунами завода Г.А. Демби. Дабы сохранить статус главного рыбопромышленного центра, в 1927 году в Усть-Камчатске запущен Первый рыбоконсервный завод на восемь линий. Его механизация не уступала самому высокому мировому уровню и начиналась с устройства подъема и спуска на воду кунгасов с рыбой, а заканчивалась машиной, вколачивающей гвозди в ящики с готовой продукцией. К 30-м годам в Усть-Камчатске действуют уже пять заводов: два советских и три японских. Рыбный промысел становится основной статьей дохода местного населения, численность которого достигает 1200 человек. Мощность завода составляет 10 тысяч фунтовых банок в сутки, и практически вся продукция реализовывается в основном в Лондон, получив высокую оценку английских потребителей. Натуральные лососевые консервы из Усть-Камчатска «прописались» в столице Великобритании.

Усть-Камчатск развивается: появляется пограничная комендатура, таможня, радиоузел.

Значительное агитационное и практическое значение по прокладке авиалиний Камчатки, аэрофотосъемке и уточнению деталей береговой черты и характера берегов имел полет, организованный в 1928 году Президиумом Осоавиахима, по маршруту Камчатка-Ленинград. Это был один из немногих в то время перелетов не из центра на Дальний Восток, а с Северо-Востока в европейскую часть страны. Производился он на гидросамолете марки «Дорнье-Валь» (двухмоторная немецкая летающая лодка), носившем название «Советский Север». Возглавлял экспедицию энтузиаст арктических полетов Г.Д. Красинский. 16 июля 1928 года самолет вылетел из Владивостока, совершив 1 августа посадку в Усть-Большерецке, а 3 августа - в Петропавловске. Проведя ряд митингов и набравшись сил в Петропавловске, участники экспедиции продолжили полет по маршруту Усть-Камчатск – Олюторка – Анадырь – Уэлен...

«Через 4 часа полета сверкнула гладь устья р.Камчатки с расположенным вблизи рыбного завода – наиболее мощным на всем побережье от Владивостока до Ледовитого океана. Рядом расположено село Усть-Камчатск. Имеется и радиостанция. Условия жизни вообще не плохи, если не учитывать того, что должно быть зверски скучно!» - так описывал свои впечатления от Усть-Камчатска летчик-наблюдатель (в настоящее время эта профессия – штурман) Н.Н. Родзевич.

Фото 2. Гидросамолет «Советский север», 1928 год

Весной 1930 года на Камчатку из Москвы направлена специальная экспедиция «Добролета» (история Аэрофлота начинается с акционерного общества «Добролет») по организации авиалинии, охватывавшей все восточное побережье от Петропавловска до Уэлена. АКО в свою очередь поставило перед «Добролетом» задачу максимального обслуживания экономических пунктов Камчатки, справедливо полагая, что с помощью самолетов можно производить более успешно различного рода разведки, научные изыскания и вывозить пушнины из глубинных пунктов. «Добролету» предложили строить ангары для самолетов, мастерские, склады и жилые дома для летчиков и техников в Усть-Камчатске и Тигиле.

Основное направление полетов в 30-х годах – рыбокомбинаты западного побережья и «глубинка» полуострова – Мильково, Эссо, Ключи, Козыревск. В силу того, что Усть-Камчатск являлся районным и промышленным центром, находился недалеко от Петропавловска, имел с ним оживленное сообщение и часто посещался морскими судами и катерами по реке Камчатка, значимость аэропорта в нем не была столь актуальной.

Однако, не смотря на кажущуюся «ненадобность» аэропорта Усть-Камчатск, в 1934 году по решению президиума Камчатского областного исполнительного комитета № 41 открыта первая внутриобластная авиалиния: Козыревск – Ключи – Усть-Камчатск.

По данным инспекции 1935 года у метеостанции есть свой дом (размер 3,6*5,2), состоящий из одной комнаты с небольшим коридором. «В комнате помимо служебного помещения с размещенными в ней метеоприборами проживает семья с многочисленными детьми наблюдателя метеостанции Старицына. Это, к сожалению, не обеспечивает сохранность и целостность приборов. К дому сделана пристройка, которую вполне можно использовать как склад для мелкого хозяйственного инвентаря и дров, однако в настоящий момент там стоит корова. На станции имеется телефон для передачи метеорологических сводок, большой парусный вельбот для производства гидрологических наблюдений, а также маленькая лодочка «тузик» для подъезда к вельботу» - так описывал увиденное на метеостанции инспектор.

Инспектором рекомендовано построить или купить еще один дом для работников, чтобы наладить работу метеостанции. «Из-за большой скученности помещение и двор сильно загрязнены и захламлены, навоз валяется по всей метеоплощадке и во дворе». Также отмечено, что все работники станции (заведующий, наблюдатель и младший наблюдатель) образованные и имеют высокий уровень знаний, но абсолютно неспособны к совместной работе и к распределению работ (не ведется обработка самописцев, заполнение книжек) из-за постоянных бытовых склок на почве бессистемного расходования дров и керосина.

Метеостанция несколько раз переносилась: с момента основания до 1929 года находилась в так называемом «старом райцентре» на территории завода УПИТо (берег все время подмывался и обваливался); в 1931 году перенесена в село Усть-Камчатск; в 1933 году наблюдатель самостоятельно перенес метеоплощадку на новое место на 800 м к западу, которое оказалось окруженным со всех сторон строениями – в сторону ССВ в 80-100 м здание рации, на СВ в 60 м жилой дом, на В в 25 м домик станции, на З в 250 м здание, на ССЗ в 30 м склад, и лишь на Ю станция была совершенно открыта; в 1961 году – в 30 м от здания ГВФ, где на втором этаже размещается метеокабинет.

В 1936 году во время инспекции высказано предложение о необходимости переноса станции на морской берег на территорию 1-го завода АКО, в 3 км от существующего места установки. Кроме этого необходимость переноса обусловлена тем, что в ближайшие годы в Усть-Камчатске планируется строительство порта, поэтому будут крайне необходимы систематические морские гидрологические наблюдения.

Станция числится морской, но гидрологические наблюдения почти не ведутся: наблюдения за морем не производятся ввиду удаления от берега, наблюдения за температурой воды не позволяет измерять постоянный сильный прибой, ледовые наблюдения производятся с берега.

Для наблюдений на море с февраля 1937 года организована подстанция на территории рыбоконсервного завода РКЗ-1, находящемся на берегу Камчатского залива. Здесь ведутся наблюдения за: давлением, температурой воздуха и влажностью воздуха, температурой поверхности воды залива и протоки, соединяющей реку Камчатка и Култучное озеро, колебанием уровня воды в протоке, волнением. Наблюдатель подстанции Дуванская В.А., прошедшая подготовку при Ключевской метеостанции, несколько месяцев прожила в палатке на РКЗ-1 в виду отсутствия жилья.

В 1937 году в Усть-Камчатске (в районе Варгановки) появляется аэропорт, который в последствии будет перенесен в село Крутоберегово. Первые самолёты, прилетевшие в аэропорт из Петропавловска, были По-2, осваивавшие помимо этого линии в Мильково, Эссо и Усть-Хайрюзово. В 1938 году открыта регулярная трасса Петропавловск – Усть-Камчатск.

Фото 3. На дальнем плане РКЗ-1, на переднем плане – Варгановка

До 1938 основной трудностью в организации метеообслуживания авиации на Камчатке было отсутствие надежной связи. Продолжительное время была невозможна круглосуточная передача метеосводок как телеграфной, так и радиотелеграфной связью. Передача со станций телеграмм о наступлении опасного явления своевременно не обеспечивалась. Чаще всего такие телеграммы поступали одновременно с очередной сводкой погоды. В 1938 году была организована через радиостанцию ГВФ ежечасная подача телеграмм авиапогоды с ГМС Мильково, Усть-Камчатск, Хайрюзово не только во время навигации, но и в темное время суток.

В 1939 году в пункты Усть-Камчатск, Мильково и Усть-Хайрюзово полеты производились уже регулярно.

В 40-е годы метеостанция производит обслуживание не только авиации, но и местных организаций: дает прогноз заморозков в район, воинские части, прокуратуру, военкомат, ВНИРО – по запросу.

До 1941 года общественная работа на станции практически не ведется, работники в общественной жизни участие не принимают, за исключением единичных случаев, когда они сами организовывают массовые вечера для села Усть-Камчатск. После полной смены персонала в 1941 году оживляется общественная работа станции и персонала: работники участвуют в общественной жизни села, Коваленко Е.К. (начальник станции с 27.06.1941) становится председателем ОАК аэропорта, Загонова З.Г. (техник с 27.06.1941) – профорг аэропорта. Обе закончили Владивостокский гидрометтехникум.

Во времена Второй мировой войны Усть-Камчатск является одним из важнейших стратегических объектов на Дальнем Востоке – снабжает рыбой и морепродуктами не только советскую армию, но и войска антигитлеровской коалиции.

Зимой 1946 года в Усть-Камчатск пароходом прибывает многотонное снаряжение для Козыревского леспромхоза. По указанию областного комитета партии Главкамчатрыбпром из Петропавловска направляется в долину реки Камчатка тяжелый самолет МП-1. Прокладывается постоянно действующая линия, воздушный мост Усть-Камчатск – Козыревск, по которой систематически, не считаясь с погодными условиями, в течение двух месяцев по три рейса в день ведется заброска запасных частей, горючего, оборудования и спецодежды.

В 1946 году на метеостанции проводятся следующие наблюдения:

  • метеорологические в 4 основных срока и 12 дополнительных;
  • авиа в четные часы;
  • шаропилотные в 2 срока;
  • над гололедообразованием;
  • фенологические;
  • за промерзанием почвы и ее оттаиванием;
  • прибрежные морские;
  • морские ледовые.

23 июля 1950 года на базе действующей метеостанции Усть-Камчатск открывается АМСГ Усть-Камчатск, начальником станции назначен Губарь.

Фото 4. Аэропорт Усть-Камчатск в Варгановке, конец 1950-х годов

В 1960 году не только увеличивается протяженность обслуживания авиалиний в северном направлении (до Апуки и Каменского), но и также количество обслуживаемых вылетов с организацией ночных стартов в Петропавловске и Усть-Камчатске.

С 1962 года открывается регулярная воздушная линия Усть-Камчатск – Командорские острова.

В 50-60 годах Усть-Камчатск состоит из четырех значительно отдаленных друг от друга микрорайонов: Первозаводского и Второзаводского поселков, самого исторического поселения (деревни) и поселка Варгановка. Для сообщения между поселками и пассажирских перевозок по реке Камчатка используются пассажирские катера «Лебедь», «Чайка», «Кристалл».

Несмотря на расширение Усть-Камчатска, укрепления берегов, опасность цунами сохраняется. В 1966 году Совет Министров РСФСР принимает постановление «О переводе населения, предприятий и организаций рабочего поселка Усть-Камчатск в цунами безопасную зону». И в скором времени начинается строительство жилого микрорайона на мысе Погодный и переселение жителей в поселок Новый. На этот поселок возлагаются особые надежды – планируется, что туда будет перенесен административный и хозяйственный центр Усть-Камчатска, в том числе и многие ведущие предприятия района.

25 декабря 1970 года в Усть-Камчатск из Петропавловска-Камчатского совершает первый рейс самолет Як-40 (до этого полеты были на Ли-2).

Фото 5. Самолет Як-40 в аэропорту Усть-Камчатск

В 70-е годы для летней навигации дополнительно открывается аэродром Крутоберегово, действующий с мая и прекращающий работу в октябре-ноябре до следующей летней навигации. В остальное время действует аэропорт Усть-Камчатск для приема самолетов Як-40.

В 70-е годы действует долинный рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск через Мильково, Козыревск, Ключи.

Фото 6. Метеоплощадка метеостанции Усть-Камчатск, 1970 год

Фото 7. Ремонт здания метеостанции, 1970 год

Фото 8. Коллектив метеостанции Усть-Камчатск

1 августа 1980 года прекращены наблюдения на аэродроме Усть-Камчатск и временно приостановлен выпуск прогнозов погоды. 6 августа АМСГ Усть-Камчатск переезжает в новое здание аэродрома Крутоберегово, и спустя несколько дней синоптической группой возобновляется выпуск прогнозов.

В 1983 году за озером, в селе Крутоберегово, сдается в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс. Старый аэропорт в Варгановке закрывают, территорию ВПП перепахивают и отдают всем желающим под огороды.

8 февраля 1984 происходит переход в новое здание аэропорта. Перенесены метеоприборы и метеоплощадка. Приборы ИВО установлены на крыше здания, пульты – в комнате техника и на СДП, М-63-МР и М-63-М с двумя пультами на метеоплощадке, пульт от М-63-М в комнате инженера-синоптика, от М-63М – один в комнате техника, второй - на СДП.

Август 1988 года ознаменовывается проведением собрания в присутствии главного инженера-синоптика Камчатского УГМС Чеботарева В.А. Тема собрания – объединение работников АМСГ-3 Усть-Камчатск и МГ-2 Усть-Камчатск.

В период с 9 по 22 августа 1988 года устанавливается новая метеоплощадка для объединенных наблюдений и начинают производиться метеорологические наблюдения в полном объеме на созданном подразделении АМСГ-3/МГ-2 Усть-Камчатск.

Середина 80-х стала пиком социально-экономического развития Усть-Камчатска: население – свыше 18 тысяч человек; с прекрасными показателями работают торговая и лесоперевалочная базы, госпромхоз, молокозавод, морской торговый порт, крупнейший на Камчатке рыбоконсервный завод, дизель электростанции, аэропорт и другие организации. Поселок процветает, морепродукты экспортируются в Европу, Азию и Северную Америку. Огромную роль играет морской торговый порт, который принимает почти столько же грузов, сколько и порт Петропавловска-Камчатского, и полностью обеспечивает снабжение долины Камчатского полуострова.

Но экономический кризис начала 90-х годов для Усть-Камчатска становится серьезным испытанием. Все, что создавалось многими десятилетиями, начинает разрушаться. 01 июля 1994 года сокращена синоптическая группа, в связи с чем меняется статус АМСГ-3 Усть-Камчатск на АМСГ-4 Усть-Камчатск.

Фото 9. Аэропорт Усть-Камчатск

После недавнего объединения АМСГ и ГМС Усть-Камчатск, 01 марта 2009 года вновь происходит разделение служб: МГ-2 остается в Камчатском УГМС, а АМСГ-4 переходит под управление АНО «Метеоагентство Росгидромета». Несмотря на разделение обе службы остаются работать в одном помещении, и лишь в сентябре 2013 года служебное помещение станции МГ-2 Усть-Камчатск будет перенесено с третьего на первый этаж здания аэровокзала. В 2023 году происходят более существенные перемены – станция МГ-2 Усть-Камчатск и вовсе перенесена с территории аэропорта в поселок.

Фото 10. Коллектив АМСГ и ГМС Усть-Камчатск, 2005 год

В 2021 году начинается реконструкция аэропорта Усть-Камчатск. Проектом предусмотрена не только реконструкция ВПП, рулежных дорожек и перрона, строительство здания для хранения и обслуживания спецтранспорта, склада ГСМ, но и установка нового метеооборудования: КРАМС-4 с метеодатчиками.

Коллектив АМСГ Усть-Камчатск с особым нетерпением ждет установки и настройки нового современного метеооборудования КРАМС-4, которое позволит осуществлять автоматическое формирование и передачу метеорологических сводок внутри аэродрома, а также за пределы аэродрома в коде METAR/SPECI.

Коллектив АМСГ Усть-Камчатск

В 2009 году начальником обновленной АМСГ Усть-Камчатск назначена Нестерова Юлия Андреевна. В 2008 году Юлия Андреевна принята учеником техника-синоптика, во время разделения станции перешла на АМСГ техником-метеорологом (причем стала единственным работником). Спустя несколько лет с МГ Усть-Камчатск на АМСГ на должность техника-метеоролога перевелась ее мама – Санташова Галина Александровна, а еще через год техником-метеорологом пришла работать старшая сестра Юлии – Санташова Диана Андреевна.

Фото 11. Юлия и Диана Санташовы

В 2012 году Юлия Андреевна переведена в АМЦ Елизово синоптиком, с октября 2023 года – в АУП на должность ведущего специалиста по авиаметеорологическому обеспечению. В настоящее время коллектив АМСГ Усть-Камчатск состоит из 3 работников: начальника – Санташовой Галины Александровны и двух техников-метеорологов 1 категории – Санташовой Дианы Андреевны и Бобковой Ольги Владимировны.

Фото 12. Бобкова Ольга Владимировна, техник-метеоролог 1 категории

Фото 13. Санташова Галина Александровна, начальник АМСГ Усть-Камчатск

В честь 110 летнего юбилея – со дня начала метеорологических наблюдений на метеостанции Усть-Камчатск работникам АМСГ Усть-Камчатск объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.

29.08.2024

Возврат к списку