background-menu

Медиа



40 лет со дня основания авиационного метеорологического поста Нягань

Коробейникова Людмила Геннадьевна
Ведущий синоптик АМЦ Ханты-Мансийск

Территория Ханты-Мансийского автономного округа была заселена с древнейших времен. Первое заселение людей сюда началось еще в эпоху мезолита, среднекаменного века, о чем свидетельствуют многочисленные стоянки, поселения и могильники того времени. Ханты-Мансийский автономный округ – один из немногих регионов России, наследие которого представлено ярким набором археологических, этнографических и исторических памятников.

Племена и народы, проживающие здесь, оставили многочисленные объекты, отражающие всё своеобразие и богатство их материальной и духовной культуры, особенности исторических событий и взаимоотношений с другими народами. На протяжении тысячелетий Югорская земля была местом формирования и развития различных этносов. И по сей день она представляет собой пеструю этническую картину, а за каждым населяющим эту землю народом стоит своя история, тесно связанная с историей развития других народов.

В направлении с запада на восток, от Урала до Оби, лежит возвышенный материковый кряж. На востоке и севере-востоке он доходит до реки Нягань-Юган, верховьев Хугота и Ендыря с притоками, которые являются здесь самыми большими реками. Кряж служит водоразделом Обского и Иртышского бассейнов. Первые поселения появлялись именно здесь: среди проток, гривок и берегов рек. История их возникновения на левобережье Оби связана с разными историческими событиями.

История Нягани началась приблизительно в XII веке. На месте сегодняшних построек находился город богатырей Эмдер, что описан позже как стоящий на реке Ендырь. Эмдер - это как легендарная Троя, только наша. В 1993-м году археологами был обнаружен поселенческо-погребальный комплекс, который не имеет аналогов на всем севере Западной Сибири. Теперь по его описанию ученые рассуждают о самобытной культуре аборигенов таежного Обь-Иртышья накануне включения его в состав Русского государства.

В исторических источниках встречаются различные наименования поселения: Нягынь, Нягонь, Няхынь, Нягань. Юрты Нягынь упоминаются в 1913 году. Деревня Нягынь возникает в 1930 году. В стране идёт коллективизация, индустриализация, время первой пятилетки, но это же время и начало массовой ссылки раскулаченных в труднодоступные и неосвоенные земли. Численность жителей округа в 1930 году составляла 45524 человека (из них малочисленные народности Севера-47,3%), в 1937 году-80100 человек.

В 1930-1950-х годах начинает складываться система промышленного освоения природных богатств Западной Сибири. Основные хозяйственные отрасли: рыболовство, лесозаготовки, животноводство, охота и подсобные хозяйства: оленеводство и полеводство-огородничество. Активно развивается лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовленный высококачественный круглый лес сплавляли по малым рекам в Обь для нужд страны. В тайге, на берегах рек были образованы лесозаготовительные пункты (ЛЗП) и участки (ЛЗУ), ставшие поселениями лесозаготовителей. В Октябрьском районе, на берегу реки Нягань-Юган в 1954 году образовался поселок лесозаготовителей Нях.

Населенные пункты в Западной Сибири расположены далеко друг от друга и разбросаны по территории, которая простирается с юга на север на две тысячи километров. Жителям этого обширного края приходилось неделями, а то и месяцами добираться до места назначения: водным транспортом, лошадьми, собаками, а где и пешком.

В 1959 году в Ханты-Мансийском округе начато строительство железной дороги Ивдель-Обь. Протяжённость железной дороги составляет около 400 км. Строительство дороги велось до 1967 года. В 1967 году до посёлка Нях довели железную дорогу, по ней прошёл первый поезд с одним вагоном. Железнодорожный путь создал хорошие условия для разработки естественных Сибирских богатств, развития сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Первоначально железная дорога планировалась для вывозки древесины, но с открытием и освоением нефтяных месторождений превратилась в магистральную: на север шли строительные материалы, буровое оборудование, комплектующие детали для газовых компрессорных станций, центральных товарных парков хранения и перекачки нефти. 15 августа 1985 года посёлку Нях был присвоен статус города с присвоением наименования Нягань.

Середина двадцатого века ознаменовалось крупномасштабным освоением природных богатств Западной Сибири, это повлекло за собой возведение новых городов и поселков, строительство большого количества инженерных сооружений, а, следовательно, и развитие воздушного транспорта, на который легла основная нагрузка по обеспечению сообщения на огромных территориях, которые лежат вне дорог. С началом обустройства нефтяных месторождений воздушный транспорт по объему перевозок начал выходить на лидирующие позиции. Самолеты АН-2, вертолеты МИ-2, МИ-4, МИ-8 являлись главными перевозчиками строителей и нефтяников. В округе из-за слаборазвитой дорожной инфраструктуры региональная малая авиация и сейчас является единственным способом снабжения продовольствием и максимально быстрой доставки населения в медицинские центры, особенно в переходные периоды года, когда закрыта речная навигация и еще не открыты «зимние автодороги».

Небывалые темпы и размах строительства в Ханты-Мансийском округе и в целом в Западной Сибири были бы невозможны без полетов вертолетов. Это именно они помогали специалистам, которые должны были осваивать месторождения и строить новые города. Для наиболее экономичного и безопасного режима работы малой авиации, встала задача обеспечения полетов данными о фактическом и прогнозируемом состоянии погоды.

Руководством Омского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было принято решение об открытии авиационного метеорологического поста в городе Нягань.

12 ноября 1982 года авиационный метеорологический пост Нягань начал свою работу, тогда его штат состоял из трех человек под руководством начальника Залевской Клавдии Ивановны. Это простейшая структура в авиаметеорологическом обеспечении полетов, которая создается на неклассифицированных аэродромах и посадочных площадках. Вертолетная площадка располагалась в промышленной зоне на территории Тюменского и Полтавского УБР. Вокруг метеоплощадки, едва соблюдая охранную зону, располагались производственные постройки, административные здания и сооружения.

Вследствие увеличения объёма полётов вертолетов появилась необходимость специализированного метеорологического обслуживания экипажей воздушных судов и 1 сентября 1985 года авиаметеорологический пост Нягань был преобразован в АМСГ-4 разряда, которая была прикреплена к АМСГ-2 разряда Урай. Авиационные прогнозы по вертодрому Нягань составляли инженеры-синоптики АМСГ Урай. Город Нягань рос и развивался, продолжалось освоение Красноленинского нефтяного свода, одного из крупнейших месторождений в Западной Сибири. В городе возникла потребность в открытии аэропорта с твердой взлетно-посадочной полосой и структурами, способными обеспечивать работу аэродрома, эксплуатировать полосу, и принимать воздушные суда различных типов (Ан-24, Ан-26, Як-40, Ту-134 и другие).

Строительство аэропорта началось в 1980 году на ЕМ-Еговском нефтяном месторождении. Взлетно-посадочная полоса аэродрома Нягань расположена на высоте 110 метров над уровнем моря, а в низине реки Нягань-Юган лежит жилая застройка города. Перепад высот между аэропортом и городом составляет 60-80метров.

23 декабря 1993 года введен в эксплуатацию аэропорт Нягань и взлетно-посадочная полоса длиной 2530 метров и шириной 44 метра, Первый технический рейс выполнен в этот же день на самолете Ан-24. АМСГ-4 Нягань, с вертодрома Тюменского УБР, переведена в здание аэропорта, организованы наблюдения за фактической погодой. Метеорологическая площадка была оборудована на крыше 3-го этажа здания аэропорта. На крыше временно установили психрометрическую будку, гололедный станок, мачту М-82 с измерителем ветра М-63М-1. Служебное помещение техника-наблюдателя находилось на 5-ом этаже, здесь же был установлен чашечный ртутный барометр, в показания вводились поправки для приведения давления к уровню ВПП. Консультации экипажей воздушных судов проводилось на втором этаже аэропорта.

15 июня 1994 года аэродрому Нягань присвоен статус класса «В».

В марте 1994 года начальником АМСГ-4 Нягань назначена Данилова Алла Николаевна. Под её руководством АМСГ-4 Нягань с 1 августа 1994 года переведена в АМСГ 3 разряда, в которую включена группа синоптиков, увеличен штат техников-наблюдателей. Начальник АМСГ Данилова А.Н. в короткий период с марта по июль провела большую организационную работу. В состав АМСГ включена группа радиооператоров, которые принимали факсимильные синоптические карты, увеличен штат наблюдателей, организованы основной пункт наблюдений (ОПН) и дополнительные пункты наблюдений на ближних приводах (БПРМ) рабочих курсов взлетно-посадочной полосы.

Летом 1994 года на расстоянии 350 метров от начала взлетно-посадочной полосы с магнитным курсом 344° была оборудована метеорологическая площадка размером 20x16 метров. На метеорологической площадке установлены:

  • психрометрическая будка для определения температуры и влажности воздуха;
  • осадкомер Третьякова (для определения количества осадков);
  • гололедный станок (для наблюдений за гололедно-изморозевыми отложениями);
  • снегомерные рейки (для определения высоты снежного покрова).

Летом 1995 года после проведения подготовительных работ и подключения линий связи вдоль взлетной полосы установлены три прибора ФИ-1 для измерения дальности видимости на ВПП, на основном пункте наблюдений установлен прибор ИВО-1М для измерения высоты нижней границы облаков. В торце полосы с обоими курсами посадки установлены мачты М-82 с приборами для измерения направления и скорости ветра М-63-М-1. Дополнительные приборы для измерения высоты облаков установлены на БПРМ (ближняя приводная радиостанция с маркером), что позволило понизить минимум аэродрома для взлета и посадки воздушных судов. И с 1 декабря 1995 года метеорологические наблюдения на аэродроме Нягань осуществлялись в соответствии с Нормами годности аэродромов, что позволило принимать суда высокого класса: Ту-134, Ту-154, Як-42, Ил-18, Ил-76. После проведения всех работ техников-наблюдателей с 5-го этажа здания командно-диспетчерского пункта (КДП) перевели на стартово-диспетчерский пункт (СДП).

1 марта 1995 года группа синоптиков приступила к самостоятельному прогнозированию по аэродрому Нягань и зоне МДП Нягань. Первые синоптики: Овчинникова Л.А., Коробейникова Л.Г., Андриюк Е.В., Яковлева Н.В, Рылова Н.А., Павлова Ж.В., Шапошникова Е.В, Чистякова О.Б., Лебедева Е.М.

Коллектив техников-метеорологов АМСГ Нягань: Залевская К.И., Валеева Л.М., Горковенко Н.Т., Каутова М.А., Смирнова М.А., Лучникова С.А., Федотова З.В., Саттарова И.А., Семешкина Д.А, Мурашкина Т.А. Первый инженер – приборист по эксплуатации гидрометеорологического оборудования - Михайлюк Г.А. Все эти годы АМСГ Нягань развивалась: устанавливалось новое метеорологическое оборудование и метеорологические комплексы связи для получения и передачи данных.

В июне 1996 года на АМСГ Нягань введен в эксплуатацию первый программный метеорологический комплекс – «КОНСУЛ». Комплекс был предназначен для оперативного получения и передачи метеорологической информации. Одновременно компьютер был установлен и в кабинете начальника АМСГ Даниловой А.Н., что позволило автоматизировать его рабочее место.

Летом 1997 года установлена спутниковая антенна и введена в эксплуатацию система МЕТЕО-ИНФОРМ-П, позволяющая принимать синоптические карты по системе ТВ-ИНФОРМ по телевизионному каналу. Синоптические карты принимаются через спутник, на электрохимическую бумагу факсимильного аппарата. Качество приема карт повысилось, что значительно повысило качество работы синоптиков при прогнозировании погоды по аэродрому и зоне МДП Нягань.

Летом 1998 года установлен автоматический программный комплекс ТВ МАСС, который позволял принимать синоптические карты по спутниковому каналу на компьютер. Карты распечатывались на принтере на бумагу формата А-3. Качество синоптических карт значительно улучшилось, отменена электрохимическая бумага, вредная для здоровья работников. С вводом в эксплуатацию комплекса ТВ МАСС на АМСГ Нягань сокращена группа радиооператоров, которая осуществляла прием синоптического материала круглосуточно.

С 1 августа 2005 года АМСГ-2 Нягань переведена в состав Автономной Некоммерческой Организации АНО «Ханты-Мансийское Метеоагентство».

В октябре 2008 года на станции установлена и введена в эксплуатацию система АМИС-РФ.

В апреле 2011 года АМСГ-2 Нягань вошла в состав Филиала Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

В июне 2016 года специалисты ООО «Институт геофизического приборостроения» города Санкт-Петербург на аэродроме Нягань произвели установку и провели пуско-наладочные работы центральной системы АМИС-РФ и установили новое метеорологическое оборудование компании Вайсала.

В 2016 году руководством Филиала Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» была разработана программа, которая предусматривала начало функционирования укрупненного прогностического центра Ханты-Мансийск. Деятельность укрупненного прогностического центра предусматривала последующую реорганизацию прогностических авиаметподразделений Советский и Нягань в четвертый разряд, с передачей функций прогнозирования синоптикам АМЦ Ханты-Мансийск, что и было осуществлено в первой половине 2017 года.

1 июля 2017 года АМСГ-2 Нягань реорганизована в АМСГ-4 разряда, синоптическая группа сокращена. Метеорологическое обеспечение осуществляется под руководством начальника АМСГ-4 Рыловой Натальи Аркадьевны и силами техников-метеорологов Мурашкиной Т.А. и Кулаковой Д.У. Специалисты АМСГ Нягань с большой ответственностью относятся к своей работе. Коллектив неоднократно награждался Почетными грамотами и благодарственными письмами. Приоритетной задачей станции является оперативное наблюдение за погодой и обслуживание экипажей воздушных судов в метеорологическом отношении. История станции продолжается.

29.11.2022

Возврат к списку