55 лет АМСГ Манилы
55 лет АМСГ Манилы
Борисенко Е.А. (заместитель директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»)
Первое упоминание о месте, где сейчас стоит село Манилы, датируется 1658 годом. Тогда здесь побывал русский землепроходец Иван Камчатый (один из первооткрывателей полуострова Камчатка), а само название корякского селения Манилы, по преданию, произошло от имени хозяина одинокой яранги Майнеле, который жил в устье реки Пенжина.
История села Манилы непосредственно связана с геологоразведочной деятельностью в регионе.
Все началось в декабре 1946 года.
С целью геологического изучения северной части Камчатской области Геологоразведочное управление Дальстроя МВД СССР организует Пенжинскую геологоразведочную экспедицию в устье реки Гижига (район Северо-Эвенска, территория Магаданской области). Первые годы изучения территории приводят к открытию промышленных содержаний россыпного золота на полуострове Тайгонос в аллювии рек Пилгын и Авекова, а также на мысе Валижген.
В 1959 году Пенжинская экспедиция выводится из состава Приморской комплексной геолого-геофизической экспедиции в самостоятельную, и перед ее начальником – Ю.П. Рожковым ставится задача подобрать новое место для базы экспедиции на севере Камчатки и в следующем году вывезти геологов с семьями из поселка Хасын Магаданской области. Выбор пал на относительно высокую правую террасу в приустьевой части Первой речки, что и определило в дальнейшем название поселка – Первореченск, куда и была перебазирована база экспедиции.
В первой половине 60-х годов значительно укрепляется материально-техническая база Пенжинской экспедиции. Несмотря на то, что в селе Каменское в 1954 году открыт аэропорт, рядом с Первореченском отстроен зимний аэродром, на который могут приземляются не только самолеты Ан-2 и Ли-2, но и такие «лайнеры» того времени, как Ан-8 и Ан-12. Эти типы самолетов в то время могли принимать на Камчатке только два аэродрома – в Елизово и Первореченске.
60 и 70-е годы становятся самыми расцветными для Пенжинского района. Рыбкооп развозит по населенным пунктам огромный ассортимент продуктов и товаров, авиация обслуживает села не менее трех раз в неделю. В то время в регионе действует уже несколько аэродромов: Первореченск, Каменское, Аянка, Слаутное, Таловка, способные принимать не только Ан-2, но и Ли-2. И в конце декабря 1969 года к ним присоединяется новый аэропорт Манилы.
28 декабря 1969 года начинает свою работу АМСГ Манилы в аэропорту Манилы, созданном преимущественно для приема самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-1, Ми-4, а позже и Ми-8.
В аэропорту Манилы базируется звено самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8. Здесь же находится база ГСМ для самолетов и вертолетов на весь навигационный период.
В 70-е годы заметно повышается ответственность местной власти за создание условий для отдыха экипажей воздушных судов, если они по погодным и техническим условиям не могут вернуться на базовый аэродром. Вопрос был поставлен категорично: рейсовых пассажирских полетов не будет до тех пор, пока в пунктах отдыха не будут оборудованы специальные гостиницы для экипажей, а также не будет назначен врач, проверяющий состояние здоровья летного состава перед вылетом. Благодаря стараниям начальника аэропорта Манилы в Манилах оборудована хорошая гостиница на три экипажа вертолета Ми-8, кроме этого выделены отдельные квартиры для летчиков в Слаутном, Аянке и Таловке.
Работники Пенжинской районной агиткультбригады выступают с идеей проводить комплексное обслуживание оленеводов, когда в звенья летит не только агитбригада, но и врач, работники потребкооперации, бытового обслуживания. Сделав несколько пробных вылетов, все дружно подтвердили, что это работает. Культурное обслуживание оленеводов улучшилось. Увеличилось число вылетов в звенья, стало больше читаться лекций квалифицированными лекторами. С появлением портативных магнитофонов к оленеводам в тундру все чаще и чаще стали уходить «говорящие» письма. Увеличилась подписка на газеты и журналы. Работниками агиткультбригад готовились тематические альбомы, стенды, выпускались молнии. Все звенья были обеспечены радиостанциями «Гроза» и «Кама» и радиоприемниками.
В середине 70-х годов становится очевидным, что труженик и работяга Ли-2 заканчивает свой путь. На смену Ли-2 приходит комфортабельный Як-40, вертолеты Ми-1 и Ми-4, работающие на авиационном бензине, заменены надежной, комфортабельной, но очень дорогой машиной Ми-8, работающей на керосине. Отрабатывают свой ресурс все самолеты Ан-2. И если на смену Ли-2 пришел Як-40, то взамен «Аннушки» вообще в стране ничего не было.
Переломный момент наступает в конце 70-х годов, когда власти Пенжинского района решают, что населенные пункты района впредь смогут обслуживаться по следующей схеме: из Петропавловска-Камчатского до аэропорта Тиличики – на Як-40, а затем в Каменское – на вертолетах Ми-8. Эта точка зрения была основной, и никто не забил тревогу, усомнившись в надежности и регулярности такого авиасообщения. Дело в том, что Ми-8 могут перелетать Срединный хребет только в ясную погоду.
Коллектив АМСГ Манилы в 1980 году состоит из трех человек: Зарьфьяновой Валентины Михайловны, Цыплиной Любови и Таммы Людмилы Николаевны.
Основным аэропортом региона в те годы остается аэропорт в селе Каменское, даже несмотря на неудачное расположение ВПП, находящейся в 6 км от населенного пункта на противоположном берегу реки Пенжина. Весной, когда слабеет лед и идет ледоход, наземная связь с аэропортом полностью отсутствует. Осенью ситуация повторяется. Неделями люди могут сидеть в аэропорту, хотя до дома, как говорится, рукой подать.
В конце 90-х – начале 2000-х годов происходит закрытие основного аэропорта Каменское, в Пенжинский район перестают летать самолеты, вся сеть аэродромов выводится из строя, ВПП зарастают кустарником и деревьями, регулярного авиаобслуживания между селами, поселками, районным центром и Петропавловском-Камчатским нет.
В настоящее время только единственный самолет Ан-28, принадлежащий авиапредприятию АО «КАП», помимо всех типов вертолетов, способен выполнять рейсы в аэропорт Манилы.
Количество вылетов в среднем составляет 178 самолето- и вертолетовылетов в год.
В соответствии с Распоряжением правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 3000-р о закрытии для обслуживания ВС аэродрома гражданской авиации Манилы, приказом Росавиации от 24.10.2022 №742-П об исключении аэродромов из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации и Положением о Камчатском МТУ Росавиации, аэродром Манилы переведен в статус посадочной площадки.
Несмотря на перевод аэропорта в статус посадочной площадки АМСГ Манилы продолжает осуществлять производство метеорологических наблюдений и предоставление метеорологической информации авиационным пользователям в полном объеме.
В настоящее время коллектив АМСГ Манилы состоит из трех человек: начальник – Цыб Надежда Васильевна, и техники-метеорологи 1 категории Власова Алла Александровна и Таммы Людмила Николаевна.
Цыб Надежда Васильевна работает на станции с сентября 2011 года, до октября 2017 года трудилась в должности техника-метеоролога, в октябре – переведена на должность начальника АМСГ Манилы. За время работы неоднократно проходила курсы повышения квалификации авиационных техников-метеорологов, по охране труда и пожарной безопасности. Надежда Васильевна является грамотным и ответственным специалистом. Это человек, на которого всегда можно положиться, которому можно доверить любую работу и точно знать, что все будет выполнено в срок и без замечаний.
Таммы Людмила Николаевна – в настоящий момент является самым опытным работником среди всех 12 АМСГ Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» со стажем работы по специальности 51 год.
Людмила Николаевна в 1979 году окончила Владивостокский гидрометеорологический техникум по специальности «Метеорология», работая техником-метеорологом АМСГ Каменское. После вхождения АМСГ Манилы в состав Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» назначена начальником обновленной АМСГ Манилы. В октябре 2017 года по собственному желанию переведена на должность техника-метеоролога 1 категории АМСГ Манилы.
Власова Алла Александровна в 1989 году окончила Новосибирское профессиональное училище №7 по специальности «радиооператор-гидрометнаблюдатель», после распределения в июле 1989 года прибыла в Манилы, и с тех пор работает на станции. Стаж работы по специальности 35 лет. Алла Александровна – добросовестный, опытный, ответственный работник, ветеран труда.
В честь 55-летнего юбилея всем работникам АМСГ Манилы объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.