55 лет АМСГ Стрежевой
55 лет АМСГ Стрежевой
Начальник АМСГ Стрежевой Коробова С.Н.
В январе 2025 года исполнилось 55 лет со дня образования АМСГ Стрежевой. История развития авиации и метеорологического обеспечения на севере Томской области неразрывно связано с разработкой месторождений нефти и её добычей.
Обратимся к историческим фактам. Открытие на севере Томской области месторождений нефти способствовало строительству на берегу реки Пасол города Стрежевой, которому предстояло стать базовым городом томских нефтяников. Дата основания города Стрежевого 1 сентября 1966 года совпадает с датой добычи первой тонны Томской нефти.
Название города производно от русского диалектного «стрежень» – быстрая часть реки, трудное место. Стрежевой расположен за шестидесятой параллелью, здесь в мае начинаются белые ночи, а по природно-климатическим условиям и факторам риска территория приравнена к местностям Крайнего Севера.
В январе 1968 года в районе теплиц совхоза «Стрежевской» основана посадочная площадка, а затем и первый аэропорт Стрежевой, который в то время назывался деревенским, с грунтовой взлетно-посадочной полосой для приема-вылета самолетов АН-2, вертолетов Ми-4, Ми-6. В связи с активным освоением нефтегазоносных районов Северного Приобья и увеличением количества полетов воздушных судов, появилась необходимость в метеорологическом обеспечении полетов на аэродроме.
16 января 1970 года для метеорологического обслуживания авиации на аэродроме Стрежевой была организована авиационная метеорологическая станция (гражданская) (АМСГ) IV разряда. Первым начальником АМСГ назначена Валентина Ивановна Кузьмина.
Для наблюдений за фактической погодой, была построена метеоплощадка, установлены психрометрическая будка для определения температуры и влажности воздуха с набором термометров и волосяным гигрометром, измеритель высоты облаков (ИВО), прибор для определения параметров ветра (М-49). Видимость измерялась по естественным ориентирам. Для техников-наблюдателей оборудовано рабочее помещение в балке – металлическом вагончике, обшитом досками. Данные метеорологических наблюдений техники-наблюдатели фиксировали в дневниках погоды. Экипажам ВС предоставляли метеодокументацию, оформленную на бланках рукописно под копирку. Прогнозы погоды по площадям и маршрутам полетов получали от синоптиков АМСГ Александровское по радиорелейной связи.
С 1975 до 2005 начальником АМСГ Стрежевой был Данилов Александр Никитич. В 2005 году после продолжительной болезни его не стало. Помним его как профессионала своего дела, грамотного начальника.
С марта 1972 года в аэропорту Александровское базировался Александровский объединенный авиационный отряд (АОАО). Летный отряд состоял из двух эскадрилий – самолетной и вертолетной. Всего авиаотрядом эксплуатировались пятнадцать самолетов АН-2, тринадцать вертолетов МИ-4, семь вертолетов МИ-8. В аэропорту Стрежевой базировались самолетное и вертолетное звенья. Летный отряд был призван обслуживать нефтеразведочную экспедицию и предприятия по добыче нефти, а также выполнять транспортные рейсы в Томск, Новосибирск, Нижневартовск. С 1972 года АОАО принимает активное участие в строительстве первого в стране магистрального нефтепровода большого диаметра Александровское-Анжеро-Судженск, пересекающего с севера на юг всю Томскую область.
С августа 1976 года АОАО перебазировался из аэропорта Александровское в аэропорт Стрежевой, произошло переименование авиаотряда в Стрежевской объединенный авиационный отряд (СОАО). В составе парка авиапредприятия были две вертолетных эскадрильи (тридцать вертолетов Ми-8), одна эскадрилья самолетов (десять самолетов АН-2); одна вертолетная эскадрилья осталась в аэропорту Александровское. Экипажами СОАО по территории Томской области выполнялись полеты по доставке вахтовых бригад, строительных грузов, перевозке почты, продуктов, лесопатрульные полеты, полеты по санитарным заданиям, полеты с внешней подвеской нефтяного оборудования, опор ЛЭП и цистерн с молоком с близлежащих сел к городу Стрежевой.
Для выполнения полетов малой авиации синоптиками АМСГ Александровское, а позднее АМСГ Стрежевой, составлялись прогнозы по маршрутам и районам полетов Стрежевского местного диспетчерского пункта (МДП). С дальнейшим развитием деятельности «Томскнефти» в 1973 году на расстоянии 2,5 км восточнее от города был построен новый аэродром Стрежевой. АМСГ Стрежевой перебазировалась в деревянное здание нового аэропорта. Для техников-наблюдателей на втором этаже было оборудовано рабочее помещение. В стороне от здания была построена метеоплощадка, куда были перенесены и установлены все приборы с метеоплощадки «деревенского» аэропорта. В 1975 году начато выездное обслуживание синоптиков с АМСГ Александровское для работы в АМСГ Стрежевой.
21 марта 1978 года АМСГ IV разряда Стрежевой переведена в АМСГ II разряда, на станции установлены два комплекта ИВО, М-63М, М-49, барометр. На АМСГ Стрежевой из АМСГ Александровское была переведена радиоаппаратная связи, доукомплектован штат синоптиков. Техники-наблюдатели наносили метеоданные на карты погоды в коде КН-01. Это была трудоемкая работа – на одном квадратном сантиметре кольцевой карты погоды техники-наблюдатели аккуратно записывали перьевой ручкой чернилами метеорологические данные. Рабочее помещение синоптиков было оборудовано в помещении, в котором ранее находились техники-наблюдатели, а для техников-наблюдателей был установлен вагончик-балок рядом с метеоплощадкой. Для связи с синоптиками и диспетчерским составом был установлен селектор, для передачи метеоданных – телетайп. По УКВ-каналу начитывались сводки погоды для экипажей ВС, находящихся в полете.
Дополнительно к приборам на метеоплощадке были установлены снегомерные рейки для наблюдения за высотой снежного покрова, гололедный станок за наблюдением гололедно-изморозевых отложений, осадкомер. Видимость наблюдалась по щитам- ориентирам и по приборам РДВ. Проводились наблюдения за опасными явлениями для народного хозяйства.
1 августа 1981 года АМСГ был присвоен I разряд. В помещение радиоаппаратной были подведены телеграфные и телефонные каналы связи, круглосуточный прием радиофаксимильных и радиотелетайпных программ Новосибирского, Московского центров связи Роскомгидромета. Весь синоптический материал принимался на электрохимической бумаге. В целях улучшения метеорологического обеспечения гражданской авиации в ноябре 1981 года был установлен и введен в действие метеорологический локатор МРЛ-2.
С дальнейшим освоением новых месторождений нефти на севере Томской области в центре Васюганских болот рядом с вахтовым поселком Пионерный, расположенным в 190 км к югу от города Стрежевой, был построен аэродром Пионерный, в ноябре 1982 года в составе АМСГ I разряда Стрежевой организована оперативная группа Пионерный. Рабочее место техника-метеоролога первоначально было в вагончике, затем построено деревянное здание КДП. Проводились наблюдения за параметрами ветра, видимостью, облачностью, явлениями погоды, температурой, влажностью воздуха, атмосферным давлением. Техники-метеорологи работали вахтовым методом. С аэродрома Пионерный выполнялись рейсы на самолетах АН-24, АН-26, вертолетах Ми-6, Ми-8 по перевозке вахтовых работников «Томскнефть» в Омск, Томск, Новосибирск, Алма-Ату, Балхаш, Караганду, Кустанай, Павлодар, Целиноград, Усть-Каменогорск. Синоптиками АМСГ Стрежевой составлялись прогнозы по аэродрому Пионерный, прогнозы по маршрутам.
В 2009 году построено капитальное здание аэропорта Пионерный.
В 1985 году при АМСГ Стрежевой построена газогенераторная для производства регулярных шаропилотных наблюдений, получали водород для наполнения шаров. Результаты наблюдений обрабатывались на планшете «круг Молчанова», данные наносились ручкой с металлическим пером и тушью.
В марте 1987 года закончено строительство здания ныне действующего аэропорта. Группа синоптиков, телеграфисты радиоаппаратной, начальник АМСГ переведены в новое здание. В штате АМСГ Стрежевой на тот момент было более 40 человек.
Режим работы оперативных смен с октября 1985 по август 2009 был круглосуточным. В период интенсивного освоения месторождений Томской нефти с 1975 по 1989 годы увеличивалось количество вылетов вертолетов и самолетов, выполнялись перевозки пассажиров и различных грузов вертолетами и самолетами для города и Александровского района. К концу 1982 года АМСГ Стрежевой обеспечивала порядка 48 тысяч вылетов в год.
С аэродрома Стрежевой выполнялись пассажирские рейсы на различных типах ВС АН-2, Л-410, АН-12, АН-24, АН-26, АН-30, ЯК-40, ЯК-42 в различные города страны: Колпашево, Нижневартовск, Томск, Омск, Новосибирск, Тюмень, Уфу, Краснодар, Москву, рейсы вахтовых перевозок в Караганду, Кустанай, Целиноград, Петропавловск (Казахский), Гомель. На самолетах АН-2, вертолетах Ми-8 выполнялись регулярные рейсы (3-4 раза в неделю) по доставке пассажиров и почты по селам Александровского района (Александровское, Назино, Прохоркино, Ново-Никольск, Лукашкин Яр).
Время перестройки внесло коррективы в организацию метеообеспечения полетов в новых экономических условиях. Начавшийся экономический кризис привел к уменьшению масштабов освоения нефтяных месторождений и, соответственно, к уменьшению количества самолетовылетов.
В 1995 году было введено в эксплуатацию новое капитальное здание основного пункта наблюдений (ОПН) для техников-метеорологов, где они работали до 2015 года. В 2015 году ОПН АМСГ перенесен в здание КДП Стрежевского Центра ОВД.
С 1 апреля 1995 года в связи с резким сокращением бюджетного финансирования Росгидрометом шаропилотные наблюдения на АМСГ Стрежевой были отменены.
С развитием новых технологий менялись условия работы специалистов АМСГ. С 1998 года в работе синоптиков использовалась система приема и обработки электронных карт погоды «Контур-95».
До 2008 года АМСГ Стрежевой находилась в составе Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Западно-Сибирского УГМС.
С 1 февраля 2008 года АМСГ Стрежевой и ОГ Пионерный вошли в состав Восточно-Сибирского филиала Метеоагентства Росгидромета. Произведено переоснащение техническими средствами, установлен ПАК «Митра». В феврале 2008 года была закрыта радиоаппаратная АМСГ, а в мае был выведен из эксплуатации МРЛ-2. В сентябре 2008 года в Стрежевом, в октябре 2009 года в Пионерном введены в эксплуатацию станции АМИС-РФ, которые работают в режиме реального времени. Метеоинформация непрерывно отображается на выносных индикаторных устройствах.
С октября 2011 года Восточно-Сибирский филиал Метеоагентства Росгидромета реорганизован в Западно-Сибирский филиал Авиаметтелекома Росгидромета. В июне 2012 года АМСГ Стрежевой переведена в АМСГ IV разряда: сокращена группа синоптиков, а прогнозирование было передано синоптикам АМСГ Томск.
В связи с окончанием срока действия сертификата соответствия с 19 августа 2021 года прекращена работа аэродрома Пионерный, метеорологические наблюдения на аэродроме переведены в автоматический режим. 1 августа 2024 года ОГ Пионерный была закрыта.
В год 55-летия АМСГ Стрежевой хочется вспомнить специалистов, которые были у истоков организации метеорологического обеспечения. Это инженеры-синоптики Кондратьева С.Б., Орлова В.В., Осадчая Л.Н., Ушакова Л.А., Линова Т.А.; техники-метеорологи Кузьмина В.И., Сбродова Н.Г., Лукша Г.Г., Гребенкина Н.П., Добрынина В.А., инженер по приборам Нагайцев Г.К., телеграфисты Данилова Т.П., Старостенко З.В.
В настоящее время в коллективе АМСГ Стрежевой трудятся 7 специалистов. Техники-метеорологи осуществляют качественное, оперативное и эффективное обеспечение полетов воздушных судов на аэродроме в части метеорологических наблюдений, а также доведение результатов наблюдений до потребителей метеорологической информации, специалисты группы технического обслуживания обеспечивают непрерывную и бесперебойную работу метеорологического оборудования и каналов связи.
В год 55- летнего юбилея АМСГ Стрежевой хочется пожелать всем здоровья, мира, хорошей погоды на работе и дома!
Примечание Западно-Сибирского филиала:
С 2006 года начальником АМСГ Стрежевой является Коробова Светлана Николаевна. Свою трудовую деятельность Светлана Николаевна начала в 1985 году в должности инженера-синоптика, имеет большой опыт работы, высокую квалификацию. Под руководством Светланы Николаевны техники-метеорологи АМСГ достигли высоких производственных показателей по качеству предоставляемой метеорологической информации.