75 лет ОГ Туруханск
Главнее всего - погода… 75 лет авиаметеообеспечению Туруханского района
Немного истории…
История освоения Туруханского района началась с далекого 1607 года, когда на реке Турухан было поставлено зимовье, ставшее опорным пунктом промыслового движения представителей разных социальных категорий населения из многих районов России. В 1735 году был образован Туруханский уезд, затем он преобразован в округ, и за ним утвердилось название Туруханский край. С 1906 г. Туруханский край становится районом массовой уголовной и политической ссылки. Здесь побывали сотни эсеров, анархистов, социал-демократов, вплоть до деятелей Октябрьской революции и руководителей Советского государства - Я.М. Свердлов, И.В. Сталин и др. Руками политзаключенных в период 1912-1916 годы осуществлена постройка телеграфа протяженностью 1500 километров. Это территория анархистского бунта, и открытия первого графитового рудника, и многих других знаменательных событий.
История уже Туруханского района началась в 1928 году и до 1953 года - это часть ГУЛАГа и место ссылки инакомыслящих. В декабре 1930 года из его состава были выведены Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. Это самый большой район Красноярского края. Его площадь 214 тыс.кв.м. На этой территории свободно могут разместиться Англия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург вместе взятые.
Практически вся территория района расположена севернее широты 60 градусов. В районе представлена вся гамма сибирской тайги от окраин южной тайги на юге района до северной тайги, лесотундры и тундровых участков на севере. С юга на север район протянулся на 1500 км. Северная оконечность района уходит далеко за Полярный круг и граничит с Таймыром, на юге с Енисейским районом, на западе с Тюменской областью.
С 1930 по 1950 годы в Туруханске действовал Туруханский пункт научно- исследовательского института полярного земледелия и животноводства. Выращивались многие овощные и зерновые культуры. В последующий период регион стал активно осваиваться с помощью многочисленных геофизических и нефтегазоразведочных экспедиций и отрядов.
Оживление экономической и духовной жизни района пришлось на 1973-1990 годы. В районе получили развитие геология, строительство, транспорт, сельское и промысловое хозяйство. В этот период шло интенсивное строительство социальной инфраструктуры. В Туруханске построены Дом культуры, средняя школа, первая очередь больничного комплекса и др. Созданы четыре совхоза, четыре крупных строительных предприятия, два авиационных, велись интенсивные изыскательские работы по строительству Курейской и Туруханской ГЭС.
Сегодня перспективы района связаны с привлечением в хозяйственный оборот минерально-сырьевых ресурсов. Туруханский район обладает богатейшими потенциальными ресурсами для развития и промышленного освоения минерально-сырьевой базы. Особую привлекательность придают около 100 разведанных месторождений полезных ископаемых. Ведущая роль здесь отводится нефтегазовым месторождениям на северо-западе района. Особо значимы для региона месторождения Ванкорское, Тагульское, Лодочное. Другим перспективным месторождением является Порожинское месторождение марганца, расположенное на юге района. В этих же местах находится месторождение бурых углей, россыпного и рудного золота. В районе насчитывается девять месторождений каменного угля, восемь - железных руд.
На сегодняшний день развитие региона неразрывно связано с политической и экономической ситуацией в стране, с привлечением в хозяйственный оборот минерально-сырьевых ресурсов и развитием производства.
Начало начал…
Начало освоения Сибири, ее природных богатств относится к 1927 году. Именно тогда стали прокладывать воздушную линию вдоль великой реки Енисей к Северному Ледовитому океану. Для обеспечения перелетов в 1923-1924 годах были смонтированы три первые передающие искровые радиостанции - в Туруханске, Верхнеимбатске и Подкаменной Тунгуске.
Для освоения северных территорий в 1949 году был основан и аэропорт Туруханск, на правом берегу реки Енисей при впадении в неё реки Нижняя Тунгуска. Параллельно для обслуживания полётов была создана прогностическая авиаметеостанция Туруханск.
Изначально аэропорт являлся запасным аэродромом для перелётов военной авиации. В дальнейшем аэропорт Туруханск стал официальным запасным аэродромом для Алыкеля, Игарки и Хатанги.
Аэропорт расположен в 2 км на запад от Туруханска. Используется для местного сообщения. В периоды весенней и осенней распутицы, в связи с отсутствием автомобильных и железных дорог и прекращением навигации на Енисее во время ледохода, авиация является единственным средством сообщения с «Большой землёй».
На конец 1970-х годов пришлось резкое увеличение нефтегазовых изысканий в Туруханском районе. По всем теоретическим расчетам выходило, что эти полезные ископаемые должны быть в недрах района, и для этого есть перспективные площади.
В связи с этим, развернули две крупные экспедиции Туруханская и Тунгусская для поиска этих природных ресурсов. Огромную роль в освоении богатств туруханских недр сыграл Туруханский объединенный авиационный отряд (Туруханский ОАО), который в связи с настоятельной необходимостью стал реконструировать ВПП (взлетно-посадочную полосу). Уже имеющаяся на тот момент полоса не могла принимать большегрузные самолеты ИЛ-76, которые были жизненно необходимы для переброски в Туруханск крупногабаритного бурового оборудования.
В связи с развернувшимися работами по биологическому, геологическому и гидроэнергетическому освоению природных ресурсов района и возрастанием роли авиации в них, значимость метеорологического обеспечения авиации, также, резко возросла. Появились новые специалисты: синоптики, техники и радиооператоры.
Фото 3. Техник-связист Нефедова Л.К., техник-синоптик Иванова Н.Н. на метеостанции Туруханского аэропорта
С тех пор АМСГ Туруханск исправно обеспечивала метеорологической информацией летно-диспетчерский состав.
В начале 80-х годов прошлого века была проложена международная трасса для полётов иностранных воздушных судов по наикратчайшему пути между Европой и Азией. Через зону обслуживания АМСГ Туруханск в верхнем воздушном пространстве проходило более семи международных трасс, две из которых – трансполярные, проходящие через Северный полюс и связывающие юго-восточную Азию с Американским континентом. Полёты по международным трассам были очень интенсивные.
В каждой работе есть свои особенности, и эти особенности требуют особых черт характера и от выполняющих ее специалистов. Некоторые уходят, проработав в авиационном метеорологическом подразделении короткое время, не справившись с нагрузкой и ответственностью, но есть и те, кто остаются - самые твердые, ответственные, с сильным характером и багажом знаний. Именно такие люди работают в авиаметеорологических подразделениях. Те, кто сразу не ушел, не сдался, остаются уже, как правило, навсегда.
В эти годы основой коллектива АМСГ Туруханск были специалисты, проработавшими по 30-40 лет - Лидия Романовна Луферова, Лидия Павловна Осипова, Зинаида Павловна Чуруксаева, Нелли Николаевна Иванова, Любовь Павловна Осипова, Наталья Алексеевна Данилова, Людмила Ивановна Кейль, Юникова Любовь Георгиевна, Масонова Вера Федоровна, Степанова Елена Григорьевна, Горбунова Нина Ивановна. Cколько молодых специалистов они обучили! И не просто "наблюдать погоду", а умению работать ответственно и со знанием дела.
Добросовестно трудились здесь - Нефедова Л.К., Ошикер О.П., Безруких Т.М.
В различные периоды деятельности начальниками АМСГ Туруханск были: Пленкин Геннадий Иванович, Сережкин Сергей Николаевич, Гусейнов Вагиф Аббасович (сейчас в должности заместителя начальника управления, директор Хакасского ЦГМС - филиала ФГБУ "Среднесибирское УГМС"), Осипова Лидия Павловна, Масонова Вера Федоровна.
За годы существования АМСГ Туруханск многое изменилось. Трудно представить, что для безопасной работы авиации измерения основных метеорологических характеристик (высота облаков, дальность видимости) когда-то производились «на глаз», а сбор и распространение метеорологической информации зависели от «слуха» радистов, которые использовали знаменитую азбуку Морзе. В былые времена и заправка самолетов производилась с помощью бочки, погруженной на телегу с лошадью.
На сегодняшний день прошло полное техническое переоснащение. С введением в производство новых технологий отпала надобность в таких специалистах как радиооператоры, требовалось меньшее количество наблюдателей.
Станции сейчас оснащены новейшими приборами, аппаратурой, компьютерами. Появилась устойчивая связь, высокоскоростной интернет. Запущен канал спутниковой связи. Введена в эксплуатацию автоматизированная метеорологическая информационно-измерительная система с датчиками. В 2011 году установлены новые приборы FD12, НМР155 и модуль сбора и передачи измерений по радиоканалу, в 2016 году установлен CL31.
С переходом на инструментальные наблюдения за видимостью, рабочее место техника-метеоролога АМСГ Туруханск было перенесено в здание КДП (командно-диспетчерский пункт) Туруханского центра ОВД (обслуживание воздушного движения).
Сменялись поколения наблюдателей, связистов, прогнозистов, усложнялась программа, и увеличивался объем работы, улучшалась техника наблюдений и методика составления прогнозов, неоднократно реорганизовывалась и структура авиационных метеорологических подразделений. АМСГ Туруханск была переведена в ОГ (оперативная группа) Туруханск. С 01 ноября 2016 г. была произведена реорганизация в структуре обособленных подразделений Среднесибирского филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета".
ОГ Туруханск вошла в состав АМСГ Абакан. Также, в целях оптимизации работ произведено перераспределение обязанностей - на АМСГ Абакан возложены функции по прогностическому обеспечению полетов ВС на аэродроме Туруханск, РПИ Туруханск (с 9 декабря 2018 года АМСГ Абакан реорганизована в авиационный метеорологический центр Абакан).
В настоящее время ОГ Туруханск обслуживает полёты таких воздушных судов, как ATR-42 , ATR-72 авиакомпании «Красавиа», выполняющих регулярные пассажирские рейсы, авиакомпании «ЮТэйр-Вертолетные услуги», имеющей большой парк вертолётов МИ-8 для выполнения пассажирских, грузовых рейсов и рейсов по санзаданию, также полеты других авиакомпаний, обеспечивая их необходимой метеоинформацией и полетной документацией.
В современных условиях одной из наиболее важных задач для ОГ Туруханск продолжает оставаться своевременное предоставление качественного метеорологического обслуживания авиационных пользователей. В коллективе трудятся высококвалифицированные и ответственные специалисты, каждый из которых вносит свой вклад в развитие метеорологического обеспечения полетов воздушных судов.
Пройдя 75-летний нелегкий путь постоянного развития и совершенствования, коллектив ОГ Туруханск сегодня продолжает хранить добрые традиции, переданные ветеранами, которые учили трепетно и с любовью относиться к профессии, добросовестно выполнять работу, внося свой вклад в обеспечение безопасности полетов.
Автор
Начальник АМЦ Абакан
Бахтина Любовь Васильевна