background-menu

Медиа



75 лет АМСГ Чебоксары

Погода влияет на все отрасли экономики, но особенно от нее зависит гражданская авиация, которая нуждается в своевременной и качественной информации о погодных условиях в аэропортах и на воздушных трассах. В Чувашии авиация начала зарождаться в сороковых годах двадцатого века. Свою историю Чебоксарский аэропорт отсчитывает с 1946 года, когда из г. Горький прилетел в г. Чебоксары самолет По-2 под управлением пилота Чуркина Ивана Андреевича для выполнения санитарных заданий на территории Чувашской Республики. В 1947 году в г. Чебоксары прибывают еще 2 самолета По-2. На базе 3-х самолетов По-2 создается авиазвено, командиром которого был назначен Лужецкий К.А.

Фото 1. Старый аэродром Чебоксары

Расположенную на территории плодосовхоза метеоплощадку переносят (октябрь 1940 г.) на территорию будущего аэродрома для метеорологического обеспечения полетов. А в июне 1948 года метеостанции присваивают статус авиационной метеорологической станции гражданской 4 разряда (АМСГ Чебоксары).

Фото 2. Метеорологическая площадка 1948 год

В 50-х годах техническая база аэропорта пополняется дополнительными самолетами Як-12. Всё это требует более качественных данных как о состоянии фактической, так и о прогнозируемой погоде. В 1951 – 1952 годах АМСГ Чебоксары повысит свой разряд вначале до третьего, а затем и до второго. Появится синоптическая группа. В 1958 году аэропорт перебазировался на новое место в районе деревни Синьялы (место настоящей дислокации). В том же году метеоплощадка перенесена на 4 км к юго-юго-востоку.

11-15 августа 1962 года свой первый космический полет на корабле «Восток-3» совершил Андриан Григорьевич Николаев, родившийся в селе Шоршелы Чувашской Республики. Полет в космос Героя СССР А.Г. Николаева стал толчком для развития города и аэропорта Чебоксары.

Фото 3. Космонавта А.Г. Николаева встречают на родине

Воздушная гавань Чебоксар обрела бетонную взлетную полосу, на которую могли садиться пассажирские авиалайнеры. Вскоре появился в авиаотряде и свой Ан-24. В 1978 году в аэропорту Чебоксары была удлинена взлетно-посадочная полоса до 2500 м. Рейсы на Москву начинают выполняться на самолетах Ту-134 экипажами Чебоксарского авиапредприятия. В последующие годы начинается бурный рост объема перевозок пассажиров, почты, груза. Открываются рейсы на самолетах Ту-134 и Ан-24 в города Ленинград, Волгоград, Минеральные Воды, Сочи, Харьков, Симферополь, Свердловск, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Уфа, Челябинск, Сургут, Воронеж, Киев, Балаково, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Архангельск, Киров, Сыктывкар, Оренбург, Уфа.

Фото 4. Ветеран метеослужбы А.Н. Усанина

Это повлекло за собой техническое переоснащение АМСГ. Был перенесен на новое место пункт метеорологических наблюдений. Установлены более современные для того времени метеорологические приборы РДВ-3 для измерения видимости, ИВО-1М для измерения высоты нижней границы облаков, М-63М для измерения параметров ветра и комплексная радиотехническая аэродромная метеорологическая станция «КРАМС-1», предназначенная для сбора метеоинформации об основных параметрах атмосферы на аэродроме.

Фото 5. Коллективу АМСГ вручено переходящее Красное знамя ВВУГМС за высокие производственные показатели. 1984 год

На протяжении всей своей истории коллектив АМСГ Чебоксары всегда был на хорошем счету. И коллектив и отдельные его работники неоднократно поощрялись грамотами и благодарственными письмами Росгидромета, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», Верхне-Волжского УГМС.

90-е годы – переломное и сложное время для всей страны, кризисное время для гражданской авиации. Идет сокращение самолетовылетов. Меняется форма финансирования, уходят ценные специалисты. И в то же время девяностые годы – это начало компьютерной революции в отрасли. В 1992 году АМСГ Чебоксары присваивается 1 разряд. С 1998 года идет планомерная компьютеризация рабочих мест. С началом использования в практике оперативной работы ПЭВМ, постепенно идет отказ от приема картографической информации с использованием факсимильных аппаратов. Работа с новыми технологиями позволила организовать прием и передачу авиационной метеорологической информации непосредственно синоптиками АМСГ Чебоксары.

В 2007 году на АМСГ введена в эксплуатацию аэродромная информационно-измерительная метеорологическая система (АМИС-РФ), предназначенная для автоматических измерений основных метеорологических величин, обработки их результатов, автоматического формирования сводок погоды и распространения их потребителям.

     

Фото 6. Рабочее место техника-метеоролога на ОПН. ЦУ АМИС-РФ

Компьютеризация рабочих мест привела к тому, что в 2009 году на АМСГ была полностью сокращена группа радиооператоров. Сокращение численности коллектива совпало с реорганизацией АМСГ. С 01.07.2009 года АМСГ Чебоксары вошло в структуру АНО «Верхне-Волжское Метеоагенство». Сейчас это Верхне-Волжский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». С этого времени АМСГ занимается только метеорологическим обеспечением полетов воздушных судов на аэродроме Чебоксары. Однако климатический ряд наблюдений не прервался, и программу наблюдений для народного хозяйства продолжила выполнять организованная Верхне-Волжским УГМС станция Чебоксары М-2.

В 2012-2013 г.г. в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения (2009-2015г.г.)», на АМСГ Чебоксары было проведено техническое переоснащение. Установлены и введены в эксплуатацию новые датчики - идентификатор погоды FD12P, датчик грозы TSS928, датчик измерения давления PTB330, датчик измерения температуры и относительной влажности HMP155, 4 датчика направления и скорости ветра WAV151/WAA151, метеорологические мачты М-82, средства отображения метеорологической информации АРМ ВИУ.

   

Фото 7. Идентификатор погоды FD12Р. Датчик грозы TSS928

Рабочее место синоптика оборудуется автоматизированными комплексами «АМДАР», «МАРС», ПАК «Доцент». В 2014 году большим подспорьем в работе синоптика стало оборудование рабочего места системой МИТРА-ГИС-ОЯП.

Фото 8. Анализ синоптического материала. Синоптик 1 категории Волина Е.Ю.

Существенные изменения коснулись оперативной работы синоптика, связанные с оптимизацией метеорологического обеспечения авиации. В 2014 году синоптическое обеспечение аэродрома Йошкар-Ола полностью возложено на синоптиков АМСГ Чебоксары: составление прогнозов по аэродрому Йошкар-Ола, площадям зоны ответственности КДП Йошкар-Ола, метеоконсультации диспетчерского состава и обеспечение экипажей воздушных судов полетной документацией. Для этого активно применяются современные дистанционные технологии. На рабочее место синоптика дополнительно выведено удаленное АРМ ВИУ Йошкар-Ола. Заступающая на дежурство смена диспетчеров получает видеоролик-консультацию. Экипажи ВС для консультации связываются с синоптиком по видеосвязи.

В 2020 году были проведены работы по глубокой модернизации центрального устройства АМИС-РФ и замене части устаревших метеорологических датчиков 2007 года выпуска. В рамках модернизации обновили датчик температуры и влажности НМР155. Старые датчики высоты облачности ДВО-2 были заменены белорусскими измерителями облачности Пеленг СД-02-2006. Вместо устаревших ФИ-3 установлены три нефелометра Пеленг СЛ-03.

    

Фото 9. Измеритель облачности Пеленг СД-02-2006. Нефелометр Пеленг СЛ-03

Для обслуживания новой сложной техники всегда требовались специалисты высокой квалификации. В АМСГ Чебоксары была создана группа техники и связи, состоящая из инженера по обслуживанию гидрометеорологических приборов и инженера-электроника.

Фото 10. Инженер по приборам 1 категории Антонов А.А.

Профессия метеоролога относится к числу относительно редких и в какой-то мере романтических профессий. Эта профессия практически всегда требует пунктуальности, упорства и настойчивости в выполнении будничных, повседневных обязанностей. Производство метеорологических наблюдений на аэродроме является основополагающим фактором при метеообеспечении гражданской авиации.

Особенно высокие требования предъявляются при обслуживании взлета и посадки воздушных судов, ведь от оперативности и качества метеонаблюдений на аэродроме в значительной степени зависят безопасность и эффективность полетов воздушных судов, пропускная способность аэродрома.

Техники-метеорологи высокой квалификации неутомимо выполняют свои обязанности на аэродроме Чебоксары. Уже много лет Михайлова Н.М., Посаженникова Л.Д., Чепурная Е.В. и другие техники-метеорологи проводят метеорологические наблюдения в любых погодных условиях, решая важные задачи по обеспечению безопасности полетов. За свою самоотверженную работу Михайлова Н.М. и Посаженникова Л.Д. были удостоены звания "Почетный работник гидрометеослужбы России".

Фото 11. Техник-метеоролог 2 категории Чепурная Е.В.

Предсказание погоды всегда было делом достаточно трудным из-за отсутствия необходимого объема метеорологической информации с сети метеостанций и аэропортов. В прошлом, данные наносились на карты и обрабатывались синоптиками вручную. С развитием гражданской авиации совершенствовалась и авиационная метеорология. Работа синоптика очень сложна даже в наш век стремительного развития информационных технологий. Основными функциями синоптиков АМСГ Чебоксары сейчас является составление прогнозов погоды, консультация службы организации воздушного движения, вылетающих экипажей об ожидаемой погоде по маршрутам полетов, а также экипажей, находящихся в воздухе.

Фото 12. Консультация смены ОВД. Синоптик 2 категории Степанова З.М.

В дополнение к своим основным обязанностям, синоптики также совершенствуют некоторые расчетные методы прогнозов. Уточняют критерии для прогноза градиентного ветра. Проводят оценку расчетных прогнозов гроз с целью выявления наиболее точных и эффективных методов. В частности, они анализируют результаты, полученные с использованием четырех методов - Спарышкиной, Вайтинга, Фауста и индекса подъема (Lifted Index) для таких пунктов, как Чебоксары и Йошкар-Ола. Ежемесячно проводятся технические учебы в группах.

Фото 13. Техническая учеба в группе синоптиков.

Каждые пять лет проводится обновление климатического описания аэродрома. До 2019 года сбор данных для этого описания осуществлялся вручную, что занимало значительное количество времени. Однако теперь в этой области активно применяется программное обеспечение "Клим-инфо", разработанное ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета". Благодаря сервису "Клим-инфо" процесс составления климатического описания аэродрома автоматизирован и унифицирован в соответствии с РД 52.21.692-2007 «Требования к составлению климатического описания аэродрома».

На сегодняшний день АМСГ Чебоксары служит базой для прохождения производственной практики студентами географического факультета кафедры метеорологии Казанского государственного университета. АМСГ Чебоксары также сотрудничает с Российским государственным гидрометеорологическим университетом.

Студенты Казанского университета вступают в ряды синоптиков АМСГ после окончания обучения. Например, в 2018 году Захарова К.В. пришла на АМСГ в качестве синоптика 2 категории, а в 2020 году - Волкова А.М.

Золотым сокровищем АМСГ являются преданные и опытные сотрудники, многие из которых отработали в гидрометслужбе на протяжении нескольких десятилетий. В 70-80-х годах прошлого века на АМСГ пришли специалисты, такие как синоптики Н.И. Зайцева 1978 год, И.Ф. Брызгина и Р.И. Иванова 1979 год. Техник-метеоролог Н.М. Михайлова начала свою карьеру еще в 1977 году и продолжает активно работать. Техник-метеоролог Л.Д. Посаженникова прибыла сюда из Херсонского гидрометеорологического техникума в 1984 году, и Чувашия стала ее вторым домом. Более 35 лет М.Ф. Бабушкина возглавляла АМСГ Чебоксары с 1982 по 2018 год, начав свою профессиональную деятельность инженером-синоптиком еще в 1971 году. За большой вклад и успешное выполнение производственных задач М.Ф. Бабушкина награждена знаками «Отличник гидрометслужбы СССР», «Почетный работник гидрометеослужбы России».

Фото 14. Синоптик Бабушкина М.Ф. консультирует дежурную смену ОВД

Фото 15. Начальник АМСГ Чебоксары Бабушкина М.Ф. 1982-2018 годы

С 2018 года АМСГ возглавляет Н.А. Софронова, которая до этого занимала различные должности на станции с 2005 года.

Фото 16. Начальник АМСГ Чебоксары Софронова Н.А.

Сегодня коллектив АМСГ 1 разряда Чебоксары является продолжателем традиций, летописцем современной истории станции, непрерывно совершенствует методику прогнозирования, изучает климатические особенности аэропорта, внедряет автоматизированные системы метеорологических наблюдений, отдает свой опыт и профессионализм любимому делу, обеспечивает качественное метеорологическое обслуживание и безопасность полетов в аэропорту Чебоксары.

АМСГ Чебоксары в своем развитии за 75 лет прошло путь от метеорологической площадки в плодосовхозе до современной АМСГ 1 разряда, осуществляющее метеорологическое обеспечение гражданской авиации в международном аэропорту Чебоксары имени космонавта А.Г. Николаева.

Н.А. Софронова (начальник АМСГ Чебоксары с 2018 г.)

02.06.2023

Возврат к списку