background-menu

Медиа



80 лет метеорологических наблюдений в Тигиле

80 лет метеорологических наблюдений в Тигиле

Борисенко Е.А. (заместитель директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»)

Река Тигиль с XVIII века имела важное стратегическое значение в процессе активного освоения полуострова Камчатка. С давних времен река Тигиль была одной из основных коммуникаций, связывавших северо-западную Камчатку с центральной частью полуострова и его восточным берегом. Данное обстоятельство вызвало необходимость строительства Тигильской крепости, которая была возведена в 1751-1752 годах.

Фото 1. Тигильская крепость, конец XVIII века (Центральный Государственный исторический архив)

Крепость располагалась на правом берегу реки Тигиль в 30 верстах от устья на месте современного села Тигиль. В 1780 году крепость настолько расстроилась, что была переведена в ранг города. В обновленном городе располагались казармы, амбары для продовольствия и пушнины, церковь, баня.

В 1865 году Тигиль увидел американец Джордж Кеннан, побывавший на Камчатке в составе русско-американской экспедиции, которая исследовала возможность прокладки телеграфа из США в Россию через Аляску, Берингов пролив, Чукотку и Сибирь: «После Петропавловска – это самое значительное поселение полуострова и торговый центр всего западного берега…». Однако к концу 1800-х годов Тигиль утратил свое былое величие и решением начальника Камчатки переведен в селение.

Метеорологическая станция Тигиль открыта в 1945 году, но первые метеорологические наблюдения в Тигиле начались еще 1 ноября 1939 года с открытия водомерного поста на реке Тигиль. А по некоторым данным и того раньше – с 1908 года!

За официальную дату начала метеорологических наблюдений в Тигиле принято считать 1 ноября 1945 года (по данным Климатических справочников).

В 1908 году метеостанция Тигиль была впервые открыта во время научной экспедиции Ф.П. Рябушинского, занимавшейся всесторонним изучением и описанием полуострова Камчатка, а именно геологического строения, климатических и гидрологических особенностей и т.д. В те годы Главная Физическая Обсерватория была не единственным органом, создающим метеорологическую сеть по стране. ГФО находилась под ведомством Академии наук и не располагала ни достаточными средствами, ни штатами, чтобы обеспечивать руководство сетью метеостанций.

Фото 2. Экспедиция Ф.П. Рябушинского (второй слева)

«Селение Тигильское расположено в долине реки Тигиля, на правом берегу ее, километров в 40 от впадения в Охотское море. Вокруг на далекое расстояние тянется типичная северная моховая тундра, местами болотистая, близ моря иногда заливаемая приливной водой, с редкой и чахлой древесной растительностью в виде низкого березняка, кедровника и ивовых пород, которыми поросли невысокие берега многочисленных притоков рек. […] Метеорологическая станция была расположена близ реки на обширной площади – месте достаточно открытом и лишь с севера несколько защищенной возвышенностью «Красная горка». На некотором расстоянии разбросаны низкие деревянные дома селения» (из отчетов экспедиции Ф.П. Рябушинского).

Фото 3. 1911 год. Поселок Тигиль. Церковь и рядом психрометрическая будка (фото взято из «Служба погоды Камчатского края: трасса длиною в 90 лет…», Н. Бугай)

После окончания экспедиции в 1912 году метеостанция не прекратила свою работу, но продолжила работать с большими перерывами (май 1918, сентябрь 1921 года). Следующее открытие станции произошло в 1925 году после создания Дальневосточной геофизической обсерватории путем слияния прежнего метеорологического бюро в Благовещенске с Владивостокской метеорологической обсерваторией, а также с ведомственными метеосетями Крайзена, Главнауки и Переселенческого управления. Однако этот процесс отразился негативно на работе метеостанций Камчатки – методическое руководство станциями было ослаблено, но при этом резко возросло повышение служебной нагрузки наблюдателя на станции. Не проработав и года, метеостанция Тигиль была вынуждена вновь прекратить свою деятельность.

Начало 30-х годов XX века выдалось напряженным для Тигильского района, в котором распространялась информация о неизбежном захвате Японией территории Камчатки, практически повсеместными повстанческо-пораженческими настроениями и призывами к свержению советской власти и установлении нового правительства под японским протекторатом. В таких условиях ни о каком налаживании работы метеорологической станции Тигиль не могло идти и речи.

Несмотря на противоречивые настроения в обществе в начале 30-х годов на Камчатке начался поэтапный ввод в эксплуатацию электростанций. Внимание руководства Акционерного Камчатского общества было направлено не только на ведущую отрасль народного хозяйства – рыбную промышленность, но и на вторую по значению – лесную и деревообрабатывающую промышленность. Для разработки лесных богатств северо-востока страны образовались леспромхозы Анадырский, Елизовский, Козыревский, Охотский, Усть-Большерецкий и Тигильский. В дальнейшем в 1945 году, после начала регулярных метеорологических наблюдений на метеостанции Тигиль, Тигильский леспромхоз начнет получать сводки погоды ежедневно.

Зима 1936 года запомнилась жителям Тигиля прибытием первого самолета. По рассказам старожилов, он приземлился в тундре у подножия горы Камчадалка. Однако регулярные рейсы Ан-2 по маршруту Петропавловск-Тигиль были налажены только в середине 1950-х годов, в качестве места посадки самолетов был выбран небольшой остров Соколовский на реке Тигиль.

Примечание – 3 июля 1950 года решением Тигильского райисполкома отведён земельный участок под аэродром гражданского воздушного флота.

Фото 4. На острове Соколовский готовится площадка для посадки самолетов Ан-2. Расчистка острова от льда после ледохода, 1957 год

Из воспоминаний пилота Захарова В.Ф., прибывшего на Камчатку в 1951 году и попавшего в состав авиаотряда в Халактырке: «Помню, в Тигиле заболел менингитом мальчик. Его необходимо было срочно вывезти на материк. Сложность в выполнении санзадания заключалась в следующем: если лететь по маршруту, то не хватит топлива и негде дозаправиться, а если взять топливо с собой в канистрах, то хватит только в один конец. Получив разрешение от Главного управления гражданского воздушного флота на выполнение внетрассового полета, мы отправились на двух По-2 по реке Камчатка до Козыревска. Оттуда на следующий день – до Тигиля. Теперь предстояло выбрать место для посадки. Зимой, на лыжах, было бы гораздо проще, но дело было летом, поэтому мы выбрали небольшой островок на реке Тигиль…» (Из книги «Родом из Халактырки (страницы истории авиации Камчатки, 1936-1990 годы)»).

В статье первого начальника Камчатского УГМС Иванова М.Е., опубликованной в журнале «Метеорология и гидрология» от 1939 года, говорилось, что «Большую роль в закреплении людей на станциях сыграла забота Советского Правительства о работниках гидрометслужбы Камчатки: средняя заработная плата наблюдателей возросла с 1937 года на 51%».

Фото 5. Начальник Камчатского УГМС Иванов Макар Ефимович (инженер-майор, 1934-1941)

В конце 40-х годов в ведении метеостанции Тигиль не было собственного служебного помещения: станция арендовала одну комнату размером 14 м2 у Райисполкома, в которой проживал и работал начальник станции, соседствуя с семьей из 4 человек – работников Райисполкома. К середине 50-х годов положение станции значительно улучшилось и в ее распоряжении уже было три дома: дом с одной комнатой, построенный в 1939 году, в котором ранее проживал начальник станции; два дома постройки 1954 года площадью 19 м2, сданный в аренду колхозу, и площадью около 60 м2, состоящий из трех комнат и небольшого теплого коридора. В комнатах-квартирах проживали работники станции, а третья комната служила рабочим помещением с установленными в ней метеорологическими приборами (барометр, барограф и анероид).

На метеоплощадке были установлены следующие метеорологические приборы: термометр пращ, дождемер с таганом и защитой Нифера, шест высотой 7 м с самодельной розой ветров (4 главных румба и флажок (вымпел)). Видимость и облачность определялись визуально, а сила ветра – по ощущениям с использованием шкалы Симпсона. Помимо метеорологических и гидрологических наблюдений производились наблюдения за снежным покровом и декадные снегосъемки. Сводки погоды, Вода передавались через радиосвязь Министерства связи: между рацией и метеостанцией имелась телеграфная связь.

Примечание – В конце 1909 года вышел высочайший приказ о строительстве на Камчатке телеграфной линии Петропавловск – Большерецк – Тигиль. В материковой части России столбы устанавливались вдоль дорог. На Камчатке – дорогу проложили вдоль телеграфных столбов. В 1910 году сотрудниками Почтово-телеграфного ведомства была построена временная дорога из Петропавловска до Большерецка – 200 верст (около 213 км) по лесам, сопкам, болотам и рекам. К 1913 году телеграфная линия дошла до Тигиля, связав все населенные пункты Западного побережья.

В 50-е годы к метеостанции Тигиль были прикреплены несколько водомерных постов: Воямполка, Седанка, Напана, Утхолок, Хайрюзово, Белоголовое, Морошечное, на которых помимо наблюдений по всем элементам гидрологического режима проводились метеорологические наблюдения.

Во время инспекции в 1953 году проверяющий обратил внимание на местоположение метеоплощадки: «Она расположена на северо-западной окраине села Тигиль на склоне сопки, высота которой 70-80 м. Склон сопки выше площадки на 20-35 м полностью порос кустарником. Расположение нерепрезентативно по отношению к окружающей местности – с севера защищена горой от северных ветров и невозможно вести наблюдения в эту сторону». В 1959 году другой проверяющий добавил: «Местоположение площадки характерно лишь для южных склонов невысоких горных образований, достаточно удаленных от моря. Для долины реки Тигиль станция не типична. Один из участков метеоплощадки заболочен. Поверхность метеоплощадки имеет к северу наклон на 15°, т.е. на 1-1,5 м, не ровная».

Фото 6. Метеостанция Тигиль (вид на юг)

Фото 7. Метеостанция Тигиль (вид на север)

Фото 8. Село Тигиль, 1951 год

В 50-е годы станция предоставляла метеорологическую информацию помимо Тигильского леспромхоза следующим организациям: Райсельхозотдел, Райком КПСС, Тигильский райисполком. Кроме этого, производила по запросам обслуживание гражданского воздушного флота и предоставление штормовых телеграмм.

В 1963 году, в июне 1965 года из-за расширения села и застройки местности около метеостанции двухэтажными зданиями метеоплощадка со всеми приборами переносилась на новое место, но все происходило в пределах села Тигиль. С 22 сентября 1976 года метеонаблюдения вновь стали производиться на новой площадке на расстоянии 3 км от прежнего места – на горе Камчадалка в районе аэропорта.

В конце 60-х – начале 70-х годов Камчатским УГМС была проведена большая работа по повышению квалификации не только работников аппарата управления, но и бюро погоды и гидрометстанций. Кроме этого важную роль в закреплении кадров на своих местах сыграла забота Правительства о работниках службы. Средняя зарплата с 1967 по 1977 год повысилась со 192 рублей до 287 рублей. Помимо этого, значительно улучшилась материально-техническая база службы, проведены работы по улучшению жилищного хозяйства сети станций. Станции оснащены мебелью, бензопилами, необходимым транспортом: вездеходами/автомашинами/мотороллерами/мопедами или велосипедами.

Во время инспекции 1973 года отмечена работа начальника станции Курицына В.И. по популяризации гидрометеорологической науки путем регулярных выступлений в районной газете «Знамя Ленина». Публикуемые статьи носили не только информационный, но и пропагандистский характер, направленный на полное использование народно-хозяйственными организациями имеющейся в распоряжении станции гидрометеорологической информации. Кроме этого инспектор подчеркнул хорошо отлаженную техническую, политическую и экономическую учебу на станции, активное участие коллектива в общественной и культурной жизни Тигиля.

Фото 9. Работники метеостанции Тигиль

Фото 10. Аэропорт Тигиль, конец 1970-х годов

Современный комплекс аэропорта официально сдан в эксплуатацию 30 декабря 1975 года. «…Тигильский аэропорт стал промежуточным в авиаперевозках пассажиров и груза, между Севером и Югом области. Нередко здесь приземляется и отправляется до 10 самолётов ЯК-40. Такая нагрузка вызвана ремонтом ряда северных аэропортов, приведения в порядок взлётно-посадочных полос...» - выпустила статью о Тигильском аэропорте газета «Знамя Ленина» в 1976 году.

Фото. Коллектив АМСГ Тигиль (из Журнала истории станции АМСГ Корф Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»)

В феврале 1980 года АМСГ Тигиль стала прогностической станцией –синоптическую группу перевели из АМСГ Усть-Хайрюзово. Статус прогностического подразделения АМСГ Тигиль сохраняла до 1 сентября 2009 года. Двигаясь по пути централизации авиаметеорологического обеспечения авиации из единого центра, Камчатский филиал АНО «Метеоагентство Росгидромета» перевел АМСГ Тигиль в четвертый разряд, возложив при этом функции прогностического обеспечения полетов в тигильской зоне на АМЦ Елизово.

Камчатский филиал при финансовой поддержке «Метеоагентства Росгидромета» изыскал дополнительное финансирование значительных затрат на содержание 12 АМСГ, увеличение фонда оплаты труда, техническое переоснащение средств наблюдений и связи, т.к. приборы и оборудование станций, переданных ФГБУ «Камчатское УГМС», морально и физически устарели, и нуждались в полном обновлении. К чести руководства ФГБУ «Камчатское УГМС» и Камчатского филиала АНО «Метеоагентство Росгидромета» между организациями сохранились дружеские отношения, несмотря на разделение и оптимизацию авиаметеорологической сети Росгидромета.

Фото 12. Коллектив ГМС и АМСГ Тигиль, 2003-2004 год (фото из личного архива синоптика ФГБУ «Камчатское УГМС» Марковой Е.Н.)

Фото 13-15. Фотографии работников метеостанции Тигиль (из личного архива начальника АМСГ Тигиль Пономаревой Т.А., 2009-2023 гг.)

Фото 16. Аэропорт Тигиль до реконструкции

Фото 17. Аэропорт Тигиль после капитального ремонта

В марте 2014 года завершен капитальный ремонт в здании аэровокзала: обновлены все помещения, появилась комната матери и ребенка, оснащенная необходимым оборудованием. Аэропорт Тигиль – первый аэропорт местного значения, где был установлен современный видеокомплекс безопасности, включающий в себя видеокамеры, тепловизоры и другие приборы. Помимо здания аэровокзала обновлены гараж ССТ, бойлерная и насосная станция. К сожалению, запланированные на 2015 год работы по оснащению взлетно-посадочной полосы твердым покрытием так и остались невыполненными – из федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» был исключен один объект, и им стал аэропорт Тигиль. ВПП аэропорта Тигиль по настоящее время так и остается грунтовой.

В настоящее время технические возможности аэродрома Тигиль позволяют принимать самолеты Ан-28, Л-410, Ан-26 и Як-40, а также вертолеты всех типов.

Количество вылетов в среднем составляет 200 самолето- и вертолетовылетов в год.

Фото 18. Л-410 в аэропорту Тигиль

На территорию камчатских аэропортов, в том числе и Тигиля, часто забредают дикие животные: лисы, медведи, рыси. Благодаря слаженной работе служб аэродрома и органов ОВД по визуальному осмотру ВПП и отпугиваю хищников с территории аэропорта, животные возвращаются в свои угодия, не создавая серьезных инцидентов для авиации.

Фото 19. Рысь на фоне Як-40 АО «КАП», 2023 год

Фото 20. Медведь обследует окрестности аэропорта

и забор из колючей проволоки ему не помеха

Коллектив АМСГ Тигиль состоит из трех человек: начальник – Беляева Лариса Мадхатовна; техник-метеоролог 1 категории – Кравцова Наталья Николаевна; техник-метеоролог 1 категории – Федоренко Людмила Юрьевна.

Фото 21. Начальник АМСГ Тигиль Беляева Л.М.

Фото 22. Техник-метеоролог 1 категории Кравцова Н.Н.

Фото 23. Техник-метеоролог 1 категории Федоренко Л.Ю.

В честь 80-летнего юбилея коллективу работников АМСГ Тигиль объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.

28.10.2025

Возврат к списку