background-menu

Медиа



85 лет АМСГ Курган

АМСГ Курган 85 лет

Автор – Иванова Галина Федоровна, начальник АМСГ Курган

26 августа 2024 года АМСГ Курган отмечает свой 85-летний юбилей!!!

11 сентября 1923 года в Кургане приземлился первый пассажирский самолет «Юнкерс» Ф-13, совершавший пробный полет по маршруту Москва-Новониколаевск (ныне Новосибирск). В тот же день на митинге в честь этого события одним из руководителей общества «Добролет» Дзевялтовским была озвучена идея создания транссибирской воздушной магистрали. Источником метеоинформации служили данные Курганского метеопоста, основанного в 1911 году.

В 1925 г. Курганский аэродром обеспечивал выполнение международного перелета Москва-Пекин, комендантом аэродрома был назначен летчик Врачинский.

В 1926-1929 г.г. с посадкой в Кургане выполнялись международные перелеты: Берлин-Пекин (Германия,1926г); Париж-Токио (Франция, 1926г); Токио-Копенгаген (Дания, 1926г); Прага-Токио (Чехословакия, 1927г); Москва-Токио-Москва (СССР, 1927г); Москва-Сан-Франциско (СССР, 1929г).

Первоначальное месторасположение Курганского аэропорта - это грунтовое поле размером 800х800 м у насыпи железной дороги, примыкавшее с западной части к Ялуторовскому тракту. Здесь же находилась и первая метеоплощадка.

В 1935 г. начато строительство нового Курганского аэродрома на месте ныне существующего.

26 августа 1939 года открыта метеостанция аэропорта (АМСГ Курган). Среди первых авиационных синоптиков Кургана - Булышева Надежда (первый начальник метеостанции), Юрус Мария, Корниенко Анна Павловна.

Фото 1. Первые сотрудники АМСГ Курган, 1940 г

В 1935-1941 г.г. по трассе Москва – Иркутск выполнялись пассажирские рейсы на самолетах К-5 и ПС-9, доставку матриц центральных газет из Москвы в Новосибирск с посадкой в Кургане осуществляли экипажи самолетов ПС-40 и ПС-41, освоившие практику выполнения «слепых» полетов в облаках днем и ночью.

С началом Великой Отечественной войны Курганский аэропорт переключился на обеспечение перелетов боевых самолетов с авиазаводов Сибири и Дальнего Востока и перебазирование на фронт тыловых авиачастей ВВС. С продлением воздушной магистрали Москва-Иркутск до поселка Уэлькаль на Чукотке (с 1942 года - воздушная магистраль Москва-Уэлькаль) аэропорт Курган обеспечивал перегонку авиатехники по ленд-лизу из США в СССР.

Экипажи воздушных судов обеспечивались необходимой метеоинформацией и документацией: в 1930-40 г.г.- ПС-9, ПС- 40, ПС-41, ЛИ-2; 1940-50 г.г. - Ил-12, Ил-14; 1950-60 г.г. - АН-2; 1960-70 г.г.- АН-24, Ил-18, Ан-12; с 1980 г. – все типы ВС.

8 августа 1946 года приказом ГУГВФ сформирован 238 авиаотряд спецприменения, задачами которого стали выполнение авиационных перевозок на территории Курганской области, полеты в интересах санитарной авиации, патрулирование лесов от пожаров, авиационно-химические работы. Выполнялись эти виды работ на самолетах ПО-2, ПО-2Л и С-2. Высокой квалификацией отличались работники метеостанции (синоптики).

В 1957 году АМСГ размещена в здании командно-диспетчерского пункта, в помещениях смежных с аэродромно-диспетчерским пунктом и радиобюро.

Фото 2. Здание КДП, 1957 г.

В июне 1976 года Метеоплощадка перенесена на 1,65 км к ССЗ (СДП-198) от прежнего места. В июне 1994 года метеоплощадка перенесена на 1,5 км к ЮЮЗ от СДП-198 на СДП-18.

1 марта 1978 года произошло разделение АМСГ Курган на отдел МОНХ Курганской ГМО и АМСГ Курган 2 разряда.

В 1987 году принято в эксплуатацию новое здание командно-диспетчерского пункта с размещением в нем комплекса служб управления воздушным движением, базы "ЭРТОС" и АМСГ Курган, где АМСГ находится по настоящее время.

Фото 3. Новое здание КДП, 1987 г.

АМСГ Курган проводились все виды наблюдений, предусмотренные оперативно-производственным планом в соответствии с требованиями Наставления гидрометеорологическим станциям и постам, включая снегосъемку (до 01.01.2008 г), шаропилотные наблюдения (до 04.1994 г). Осуществлялась передача фактической погоды, штормовой информации и синтелеграмм. Синоптики составляли 9-ти часовые прогнозы погоды по аэродрому, прогнозы погоды на посадку, суточные прогнозы для нужд службы движения и аэропорта, прогнозы ветра и температуры на высотах по маршрутам полетов, прогнозы по площадям МДП Курган, штормовые предупреждения по аэродрому, осуществляли консультацию экипажей ВС перед вылетом.

Также в состав АМСГ входила группа - радиоаппаратная. Радиооператоры передавали всю информацию от техников-метеорологов и синоптиков в Екатеринбург для дальнейшей передачи в базу данных. Принимали синоптические карты и высотные карты по факсимильному аппарату на электрохимической бумаге.

За 85 прошедших лет на АМСГ происходили различные изменения.

С 01.12.2004 г АМСГ Курган вошла в состав Уральского Метеоагентства, а через семь лет с 01.06.2011 г АМСГ Курган в составе Уральского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

23.10.2007 г в здании КДП в комнате синоптиков установлена и введена 01.01.2008 г в эксплуатацию система аэродромная метеорологическая информационно-измерительная АМИС-РФ. С этой даты на АМСГ проводятся метеорологические наблюдения только для авиации.

С 2019 г на АМСГ организовано предоставление метеорологической информации экипажам ВС при подготовке к полету при помощи системы АИС «МетАвиаБрифинг». Коллектив АМСГ успешно работает с программами ГИС Метео, Unimas для приема и передачи метеоинформации, обеспечивает сводками и прогнозами экипажи ВС, вылетающих по местным, магистральным российским воздушным трассам.

В 2021 г введено в эксплуатацию новое оборудование: измерители метеорологической дальности видимости нефелометры ПЕЛЕНГ СЛ-03, измерители облачности СД-02-2006, датчики параметров ветра WAA151/WAV151/WT501.

Фото 4, 5. Hовое оборудование

Но главное в нашей работе – это люди.

За эти годы в результате внедрения цифровых технологий и автоматизации труда произошло сокращение штата АМСГ, менялась технология работы специалистов.

Сегодня в практике специалистов по метеорологическому обеспечению авиации - технологии численного прогноза, обширная информационная база для оценки текущего состояния атмосферы, автоматизированные методы расчетов метеорологических явлений, международные требования и стандарты, современные телекоммуникации, дистанционное обеспечение органов управления воздушным движением и служб аэропорта, автоматизированные рабочие места, современные приборы и оборудование.

В настоящее время на АМСГ работает 8 сотрудников.

Большой вклад внесли в работу АМСГ Курган ветераны:

синоптики - Чубейко Михаил Андреевич, Стрельникова Людмила Николаевна, Титова Нина Сергеевна, Абашин Владимир Николаевич, Собко Лидия Ивановна, Токарева Мария Михайловна, Иванова Галина Федоровна, Медведева Зульфия Ильдусовна, Корельцева Светлана Михайловна;

наблюдатели - Зайцева Павлина Петровна, Бжезовская Нина Кузьминична, Ганцева Галина Ивановна, Гавриш А.А., Киселева Анна Ивановна, Туманова Раиса Поликарповна, Иванова Наталья Дмитриевна, Воронова Валентина Михайловна, Семакина Наталья Анатольевна;

начальник радиоаппаратной- Максимов Александр Иванович.

Начальники АМСГ Курган в разные годы: Булышева Надежда - с 1938г по 1946г.г. ; Баймухаметов Б.Т. с 1946 по 1953г.г.; Сивков В.П. с 1953 по 1962г.г.; Стрельникова Л.Н.- с 1962 по 1985г.г.; Матвеева Г.Ф. - с 1985 по 1988 г.г.; Абашин В.Н. - с 1988 по 2005г.г.; Иванова Г.Ф. – с 2006г. по настоящее время.

Фото 6. Синоптики АМСГ, 1982 г.

Фото 7. Синоптики АМСГ, 1996 г

Фото 8. Коллектив АМСГ, 1998 г

Фото 9. Коллектив АМСГ, 2015 г.

Фото 10. Абашин В.Н., начальник АМСГ .

Фото 11. Стрельникова Л.Н., начальник АМСГ

Фото 12. Синоптик Криволапова Г.В.

Фото 13. Синоптик Кураева Ю.А.

Фото 14. Синоптики Токарева М.М., Филиппова М.А., Корельцева С.М.

Фото 15. Внутренний аудит. Аудитор Мурашова Н.В., начальник АМСГ Челябинск

Отдельно хотелось отметить сотрудника АМСГ Чубейко Михаила Андреевича. С 1953 г до выхода на пенсию в 1983 г на АМСГ Чубейко М. А. работал в должности синоптика. Во время службы в армии пришла заявка в штаб полка на поступление в военное училище в г. Москве. Михаил Андреевич сам попросил у командира разрешения поехать учиться, и поступил в данное военное училище, окончил его в мае 1941 г по специальности «метеорология». По окончании училища был направлен для прохождения службы в авиационную метеорологическую службу Мелитопольского военного авиационного училища пилотов на должность метеоролога. Участник Великой Отечественной войны. Во время войны служил метеорологом в авиационных полках, получил звание младший техник-лейтенант.

Фото 16. Чубейко М.А., синоптик АМСГ

Фото 17. Чубейко М.А., участник ВОВ

С февраля 1994 г. по настоящее время на АМСГ Курган работает Филиппова Мария Алексеевна - до февраля 2013 г. в должности техника-метеоролога, с февраля 2013 г. – в должности синоптика. В семье Марии Алексеевны в метеорологической службе работают три поколения, все метеорологи – одиннадцать человек.

Фото 18. Филиппова М.А., синоптик АМСГ

Фото 19. Молодые специалисты АМСГ

Коллектив АМСГ постоянно обновляется, приходят молодые специалисты, опытные работники делятся с ними своими профессиональными знаниями, многолетним опытом, прививают любовь к своей профессии. В 2023 г на АМСГ приняты на работу два молодых специалиста на должность синоптика – Яковлева Наталья Владимировна, Никифорова Анастасия Игоревна.

С 2006 года по настоящее время начальником АМСГ Курган является Иванова Галина Федоровна. В АМСГ Курган устроилась на работу 20.05.1980 г. в должности синоптика. «Ветеран труда», «Почетный работник гидрометслужбы России».

Фото 20. Коллектив АМСГ, 2012 г.

На АМСГ трудится дружный коллектив, состоящий как из работников, отдавших гидрометслужбе более 25 лет, так и из молодых специалистов, начавших трудовую деятельность под руководством опытных коллег.

Коллектив АМСГ Курган – это высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, способные решать любые задачи по метеорологическому обеспечению полетов воздушных судов. Так держать!!!!

Мы гордимся своей профессией!

22.08.2024

Возврат к списку