background-menu

Медиа



90 лет с начала метеорологических наблюдений в г. Кемерово

Первые метеорологические наблюдения на территории Западной Сибири начались в конце 19 века в связи с началом строительства Транссибирской железной дороги. В пределах современной Кемеровской области метеостанции возникли в Мариинске в 1884 г., в Тайге – в 1900 г., в Тисуле – в 1903 г., в Топках – в 1926 г. Развитие Транссиба позволило ускорить промышленное и хозяйственное освоение Притомья. Началась промышленная добыча каменного угля. В 1896 году начали работать Судженские, в 1897 г. – Анжерские, в 1907 г. – Кемеровские копи. В 1912 году русско-франко-бельгийское акционерное общество «Кузнецкие каменноугольные копи» (Копикуз) получило от царского правительства монопольное право на освоение Кузбасса на 60 лет. В 1915 году от Транссиба до г. Кемерово была проложена железнодорожная ветка для вывоза угля.

В городе Кемерово метеорологическая станция была открыта 1 мая 1933 г. при товарной конторе железнодорожного вокзала.

3 июля 1934 г. метеостанция была перенесена на юг г. Кемерово в аэропорт. Между г. Новосибирск и г. Кемерово было открыто постоянное воздушное сообщение по доставке пассажиров и почты. В 1940 г. метеостанция переименована в авиационную метеорологическую станцию гражданскую (АМСГ) 3 разряда. В штате станции было 5 человек: начальник и 4 техника-наблюдателя. Прогнозы и штормовые предупреждения получали от синоптиков из Новосибирска.

Фото 1. Рабочая комната радистов и техников-наносителей, 1949 г.

По мере того, как расширялся аэропорт, возникала необходимость в увеличении штата метеостанции, поэтому в 1947 г. в штате появились группа радистов, техников-наносителей и синоптическая группа, которая составляла прогнозы для авиации и сельского хозяйства. Станцию преобразовали в АМСГ 2-го разряда.

В 40-е годы полеты проводились только в светлое время суток по Кемеровской и Новосибирской областям на самолетах ПО-2, не имеющих радионавигационного оборудования. В 1952 году с большой радостью было встречено появление на воздушных трассах самолета АН-2, который был радиофицирован и мог брать на борт 12 пассажиров. В этом же году начали обслуживать ИЛ-14, которые брали на борт до 20 пассажиров, имели навигационное оборудование, противообледенительную систему и возможность совершать полеты на большие расстояния. Появилась возможность осуществлять разведку погоды и сбор бортовой погоды.

Важной вехой в истории станции стали 1950-1960 гг. Появление новых реактивных самолетов выдвинуло новые требования к организации метеонаблюдений. В 1956 г. на станцию поступили радиотелетайпы, заменившие ручной труд радистов. 

Фото 2. Здание КДП аэропорта Кемерово, 1962 г.

В 1962 г. в юго-восточной части города был открыт новый аэропорт. Метеостанция переехала в новое здание аэропорта. Изменились не только условия труда, но и объемы работ, АМСГ присвоен 1 разряд. В целях улучшения метеорологического обеспечения полетов авиации, обеспечения безопасности взлетов и посадок воздушных судов в 1963 г. была введена система наблюдений за погодой, в зависимости от сложности погодных условий, в 3-х пунктах: основном (ОПН), вспомогательном (ВПН) и на ближнем приводе (БПРМ).

Фото 3. Метеоплощадка на ОПН, 1979 г.

Совершенствование оперативной прогностической работы сопровождалось исследовательской и научно-прикладной деятельностью. Специалистами АМСГ с 1958 по 1980-е годы был выполнен ряд исследовательских работ, которые получили одобрение методических центров Госкомгидромета. Результатом работ стало написание климатических характеристик для аэродрома Кемерово, приписных аэродромов Мариинск, Яя, Ленинск-Кузнецкий, трассы Кемерово-Тисуль. Инженер-синоптик Елескина Э.И. выполнила работы «Условия выноса тумана с реки Томи при юго-восточном ветре» и «Уточнение прогноза низкой облачности по методу Ярковой с учетом особенностей аэродрома Кемерово», что повысило качество прогнозов.

Добросовестное отношение к труду не осталось незамеченным для руководства:

Анохина Е.Л. – старший техник-синоптик награждена знаком «Ударник 9-ой пятилетки», ей присвоено звание «Ветеран Гидрометслужбы Западной Сибири».

Кафанова Ф.К. – техник-метеоролог удостоена звания «Ветеран Гидрометслужбы Западной Сибири».

Белобородова Л.С. – инженер-метеоролог занесена в Книгу почёта Западно-Сибирского УГМС.

Коллектив АМСГ неоднократно становился победителем в соревнованиях в рамках аэропорта. В 1976 г. коллективу станции было присуждено переходящее Красное знамя руководства Кемеровского авиапредприятия.

Фото 4. Здание МРЛ-2, 1974 г.

В начале 1974 г. на аэродроме Кемерово был установлен метеорологический радиолокатор МРЛ-2. В 1988 г. МРЛ-2 заменили на более современную радиолокационную станцию МРЛ-5, также была установлена станция КРАМС-1 для автоматизированного сбора информации о наблюдениях за метеопараметрами. Летом 2005 г. проведена автоматизация обработки и передачи радиолокационной информации. С помощью установленной программы АКСОПРИ, разработанной Центральной аэрологической обсерваторией, информация с МРЛ-5 поступала непосредственно на рабочее место синоптика и диспетчеров ОВД.

В различные годы коллектив АМСГ возглавляли: Щербаков Михаил Иванович, Некрасов Семен Елисеевич, Танкель Анна Иосифовна, Елескина Эля Ивановна. С 1993 по 2021 годы начальником АМСГ была Быстрицкая Людмила Владимировна. Под её руководством метеостанции удалось пережить сложные 90-е годы, установить новые деловые связи, решить проблемы по замене метеооборудования.

Фото 5. Начальник АМСГ Быстрицкая Л.В., 2016 г.

В 1995 г. на рабочие места синоптиков и техников-метеорологов были установлены компьютеры, в оперативную работу внедрили одно из первых автоматизированных рабочих мест – программу «Консул». Новое оборудование заменило работу телетайпных и факсимильных аппаратов, намного увеличив оперативность передаваемой и поступающей информации.

Для приема мощных современных лайнеров в конце 2001 г. в аэропорту Кемерово была построена новая взлетно-посадочная полоса с современным светотехническим оборудованием. Для обеспечения работы международного аэропорта Кемерово по первой категории было полностью обновлено все метеорологическое оборудование.

В 2012 г. АМСГ Кемерово вошла в состав Западно-Сибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

В ноябре 2014 г. в рамках ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации» проведено полное техническое перевооружение станции. В мае 2015 г. было установлено современное метеорологическое оборудование и программные комплексы связи, которые автоматизировали труд техников-метеорологов и синоптиков.

Фото 6. Летное поле аэропорта Кемерово, 2016 г.

В 2021 году в целях оптимизации и укрупнения прогностических подразделений Западно-Сибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» АМСГ Кемерово 1 разряда переведена в АМСГ Кемерово 4 разряда. Прогностическое обеспечение аэродрома Кемерово возложено на синоптиков ЗАМЦ Новосибирск. Начальником АМСГ Кемерово назначена Миклева Галина Александровна.

Фото 7. Коллектив АМСГ, 2023 г.

В настоящее время АМСГ Кемерово оснащена современным метеорологическим оборудованием и программными комплексами. Дружный коллектив профессионалов продолжает успешно выполнять задачи по метеообеспечению полетов на аэродроме Кемерово.

Миклева Галина Александровна Начальник АМСГ Кемерово

16.05.2023

Возврат к списку