background-menu

Медиа



95 лет АМСГ Корф

95 ЛЕТ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ КОРФ

Борисенко Е.А., заместитель директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

В северо-восточной части Камчатского края на берегу залива Корф Берингова моря расположено село Тиличики, в котором 28 июня 1929 года начинает свою работу гидрометеорологическая станция Тиличики.

Станция в первые годы своего существования принадлежала Владивостокскому геофизическому институту и в период с 1 декабря 1933 по 1 февраля 1936 год работает с перерывами.

В 1935 году во время первой инспекции проверяющим отмечено крайне неудачное расположение метеостанции из-за непосредственной близости к жилым домам и хозяйственным постройкам. Кроме этого к северу от станции, на расстоянии 300-400 м, с запада на восток тянется гряда сопок высотой до 70-80 м, которые заметно изменяют направление ветра, дующего с СЗ и СВ. К тому же такое расположение станции способствует созданию гигантских сугробов на метеоплощадке за счет сдувания выпавшего снега с обрыва гор. Определение облачности наблюдателем при отсутствии нефоскопа также весьма затруднительно – горизонт в сторону севера закрыт на 25-30 градусов и с запада на 10 градусов.

Проверяющий настаивает на переносе метеостанции на более открытое место – на увал, либо на Корфскую косу в район 5-й базы АКОкомбината (АКО – Акционерное Камчатское общество). У обоих вариантов есть плюсы: у первого варианта – близость правительственной радиостанции, работающей более стабильно и регулярно в отличие от радиостанции АКОбазы; у второго – наличие жилых помещений для работников метеостанции на территории АКОбазы. Но и есть свои минусы, затрудняющие перенос станции: у первого – труднодоступность, у второго – на Корфской косе нет ни одного жилого дома, нет магазинов и детского сада со школой. Здесь функционирует только АКОбаза, основанная в августе 1927 года. Лишь спустя несколько лет АКОбаза № 5 перерастет в многоотраслевой поселок Корф.

На переносе на косу к заводу 5-й базы АКОкомбината настаивает и Камчатская комплексная экспедиция НКПП СССР, проводившая там ранее изыскания и исследовавшая хозяйство АКО. Сообщается, что на косе уже организована метеостанция с установленной на ней метеооборудованием: флюгером, английской будкой и дождемером. Помимо этого, в селе Тиличики упорно твердят о скором строительстве морпорта в заливе Корф, что будет мешать работе станции, если она останется на прежнем месте.

Но время идет, а местоположение станции так и не меняется.

Станция продолжает выполнять все необходимые метеонаблюдения и активно взаимодействовать с местными организациями, обслуживая сельскохозяйственный колхоз им.Сталина и предоставляя им сведения о минимальной температуре воздуха, а также НКВД, составляя краткосрочные прогнозы погоды и передавая им ежедневные сводки погоды по всем наблюдаемым метеоэлементам. Телеграммы составляются и немедленно относятся на телеграф, расположенный на расстоянии около 150 м от дома метеостанции, где сдаются под расписку для их дальнейшей передачи.

Приборы, расположенные в служебном помещении метеостанции, это:

  • термометр Attashe;
  • анероид типа «Види-Ноде»;
  • барограф Ришара с суточным оборотом барабана – единственный самописец на станции.

Чашечный станционный барометр – один из самых важных метеоприборов установлен в здании Райисполкома (школа) в отдельной комнате. И лишь в феврале 1936 года барометр перенесен в служебное помещение метеостанции, в виду крайнего неудобства для производства метеонаблюдений.

Наружные метеоприборы установлены на небольшой метеоплощадке в центре села Тиличики на расстоянии 45 м от уреза воды гавани Скрытой:

  • английская психрометрическая жалюзийная будка, в ночное время освещающаяся фонарем «летучая мышь». В будке установлены сухой и смоченный термометры, минимальный и максимальный термометры, волосной гигрометр;
  • дождемерная установка нового типа с защитой Нифера;
  • флюгер Вильда с тяжелой доской.

Освещения в темное время суток не имеет, ветер определяется по ощущениям.

В 1936 году во время второй инспекции новый проверяющий отмечает удобное расположение метеостанции в закрытой бухте и предлагает развивать морские гидрологические наблюдения. С этого времени начинаются гидрологические наблюдения в бухте Скрытой: визуальное наблюдение за волнением, направлением волны, появлением и исчезновением льдов, наблюдение за колебаниями уровня воды по футштоку, определение температуры воды. Кроме этого, на станции появляются термограф и гигрограф Ришара, установленные в английской жалюзийной будке для самописцев, а также начинаются наблюдения на метеоплощадке за снежным покровом по постоянно установленной рейке.

Конец 1935 года отмечен первым рейсом воздушного транспорта в село Тиличики. Местные жители так вдохновились возможностью совершать перелеты самолетом, что организовали 23 декабря этого же года лыжную эстафету по маршруту Тиличики – Хаилино – Культбаза – Апука – Тиличики по сбору средств на самолет райОСО (районный отдел социального обеспечения).

И уже в 1938 году первые самолеты в полной мере проявили себя наравне с пароходами во время осуществления поисков специализированного буксирно-спасательного судна «Кит», пропавшего без вести в районе залива Корфа. Судно использовалось не только по прямому назначению, но и перевозило на своем борту горючее, небольшие партии грузов и пассажиров на рыбокомбинаты. Метеостанция предоставляла учащенные сводки погоды по необходимым для авиации метеоэлементам во время осуществления поисковых операций.

В конце 30-х годов самолеты в Беринговом море помимо поисково-спасательных работ осуществляют первые полеты по разведке косяков сельди и поиску китовых стад. Но если на сельдь удавалось навести суда (пилот сбрасывал промысловикам вымпел с запиской), то киты частенько уходили в море, пока маломощный разведчик ША-2 разыскивал китобойцев. Пилот совмещал в одном лице обязанности командира корабля и наблюдателя за промысловой обстановкой.

31 июля 1940 Корякский окрисполком принимает решение о строительстве посадочных площадок и аэродромов в Палане, Тигиле, Оссоре, Тиличиках, Культбазе с привлечением широкой общественности к работам по устройству аэродромов и служебных зданий при них.

В 1940 году начинают осуществляться регулярные пассажирские рейсы самолетом У-2 (По-2) до Петропавловска. Пассажиры с радостью восприняли эту новость, ведь до этого года сообщение из села Тиличики до Петропавловска происходило морским путем исключительно с мая-июня по декабрь-январь, а зимой приходилось добираться на собаках через необжитые территории, пересекая горный хребет в районе села Карага до Тигиля или Усть-Воямполки, а дальше двигаясь вдоль западного побережья Камчатки. Этот путь использовался очень редко и в исключительных случаях ввиду того, что считался очень затратным по времени и крайне опасным.

В 40-е годы метеостанция производит следующие виды наблюдений:

  • основные метеорологические за 4 срока: 7, 13, 19 и 21 ч;
  • авианаблюдения по запросам Петропавловск ГВФ (трасса Петропавловск – Усть-Камчатск – Тигиль, Палана – Тиличики);
  • гидрологические прибрежные наблюдения в бухте Скрытая; -гидрологические рейдовые наблюдения у 5-й базы Корфского невода;
  • ледовые декадные наблюдения и разрезы в бухтах Скрытая и Сибирь;
  • фенологические наблюдения.

В 1941 году начинает расстраиваться село Тиличики и к школе, расположенной в 50 м от метеостанции, пристраивают школу 2-й ступени, затем появляются больничные постройки (сараи) на расстоянии 25-30 м от метеостанции. Вследствие этого потребовался перенос метеоплощадки на новое место.

24 октября 1941 года метеоплощадка перенесена из центра села Тиличики на расстояние 500 м к западу от прежнего места. Новое место расположено на мыске, ограниченном с юга водами бухты Скрытая, а с запада и севера – изгибами небольшой реки.

Фото 1. Расположение метеостанции Тиличики, 07.10.1942 (из Инспекторских осмотров)

Рядом с метеоплощадкой начато строительство засыпного дома метеостанции размерами 7,50х5,00 м, и в 1945 году служебное помещение перенесено в новый дом. До этого помещение метеостанции представляло собой землянку, состоящую из двух небольших комнат общей площадью 4,9х3,1х2,15 м, с покрытыми пластами дерна стенами и травяной крышей. В этой землянке помимо служебного помещения было помещение для проживания двух работников – заведующего станцией и наблюдателя. К сожалению, конструкция землянки оказалась недолговечной, что и было отмечено во время инспекции 1940 года: «Землянка полностью пришла в негодность […], пол и потолок прогнили, стены разваливаются...».

В 1945 году Камчатским УГМС опробован новый метод оперативного обслуживания рыбной промышленности Камчатки. На период рыбной путины в район лова (Корфский рыбокомбинат) откомандирован синоптик АМСГ Петропавловск. Ознакомившись со спецификой прибрежного лова рыбы, конкретными условиями местности и потребностями потребителей в гидрометинформации, синоптик обеспечивает потребителей уточненными прогнозами погоды и состояния моря, штормовыми предупреждениями и консультациями. Это был первый опыт камчатских синоптиков экспедиционного обслуживания и подсчета его экономического эффекта.

27 июня 1947 года метеостанция вновь перенесена на новое место – из села Тиличики на косу Корф на территорию 5-й базы Корфского рыбокомбината. Цель переноса – сделать станцию репрезентативной по всем элементам, входящим в программу наблюдений. Одновременно с переносом станция перешла из 31 в 29 тип с сохранением синоптического индекса. Метеоплощадка будет перенесена еще раз спустя 10 лет: 28 ноября 1956 осуществлен перенос на северную окраину поселка Корф на 800 м от прежнего местоположения, теперь она расположена на морской косе между заливом Корф и лагуной Скрытая, открыта со всех сторон, поэтому искажение метеоэлементов исключено.

На новой метеоплощадке установлены следующие метеоприборы: психрометрическая будка с полным комплектом приборов, будка для самописцев с термографом, флюгер, дождемер, нефоскоп, термометры напочвенные, термометры Савиновские, постоянные снегомерные рейки.

В конце 40-х – начале 50-х годов существенно меняется программа наблюдений на метеостанции – с 1 июля 1947 года прекращены морские прибрежные гидрологические наблюдения и прибрежные ледовые наблюдения, а уже 1 сентября 1951 года метеостанция начинает производить первые шаропилотные наблюдения.

В путину 1947 года Камчатрыбпром продолжает вплотную заниматься вопросом разведки рыбы с помощью самолетов, однако полеты тихоходного ША-2 в этот раз не увенчались успехом, несмотря на положительный результат в 30-е годы. В 1952 году растущий самолетный парк позволяет выделить для разведки рыбы удобный и надежный ЛИ-2, способный длительное время находиться воздухе и обслуживать акваторию с радиусом 450-500 км.

Переломным оказывается 1957 год: промысловые суда получают в свое распоряжение радиостанции и радиотелефоны. Оперативность наводки судов на косяки рыбы резко возрастает. В этом году авиация оказала помощь многим судам тралового флота, комбинатам им.Микояна и Большерецкому, колхозам Карагинского и Олюторского районов.

С 1956 по 1958 годы в акватории бухты Скрытой недалеко от поселка Корф действует водный аэродром длиной 1500 м, куда прибывают гидросамолёты с почтой и пассажирами, и уже в 1958 году на косе Корф начинает свою работу аэровокзал. Впоследствии на месте водного аэродрома будет построен пирс для причаливания катеров, плашкоутов и самоходных барж.

Фото 2. Порт пункт Тиличики, 1960-е годы

В 1959 году на базе действующей метеостанции Тиличики начинает свою работу АМСГ Корф.

В 1961 году у АМСГ Корф нет своей метеоплощадки, наблюдателям метеостанции приходится делать учащенные наблюдения. Дежурные наблюдатели метеостанции перегружены наблюдениями по запросам АМСГ, что негативно сказывается на качестве производства наблюдений в основные сроки работы метеостанции. Во время инспекции рекомендовано начальнику метеостанции разгрузить работников группы наблюдений от производства учащенных наблюдений по запросам АМСГ путем организации собственной метеоплощадки и передачи двух постоянных наблюдателей на АМСГ.

С 1964 года на станции начинают проводиться дополнительные наблюдения за серебристыми облаками и полярными сияниями.

С 1 января 1965 метеостанция начинает проводить радиоветровые наблюдения, и теперь программа аэрологических наблюдений включает в себя:

  • температурно-ветровое зондирование атмосферы в системе «Малахит»-А-22 в сроки 02.30, 14.30 и 20.30 московского времени;
  • радиоветровое зондирование в системе «Малахит» дальномерная приставка – передатчик-ответчик в срок 08.30 московского времени;
  • бестеодолитные наблюдения в синоптические сроки с помощью ИВО «Облако», установленного в здании аэропорта. Специальные наблюдения проводятся по заявкам синоптической группы АМСГ Корф, АМСГ Елизово.

Интенсивное развитие малая авиация на севере Камчатки получает в 60-е годы, когда в 1967 году в аэропорту Тиличики создается авиапредприятие «Корякский объединенный авиаотряд» с приписными аэропортами: Каменское, Апука, Слаутное, Ачайваям, Хаилино, Пахачи и Таловка.

В середине 60-х годов вертолетчики севера Камчатки начинают находить по им одним известным ориентирам передвижные жилища оленеводов для того, чтобы доставить в бригады зоотехников, врачей, работников красных яранг, а также газеты, письма и журналы, продукты и свежие овощи. Пастухи и чумработницы настаивают перед правлениями колхозов и дирекциями совхозов об организации таких полетов.

С 1966 года техник-агрометеоролог и начальник метеостанции Тиличики берут на себя ответственность за методическое руководство и работу ведомственного агрометпоста Ачайваям, расположенного на территории Пахачинского оленеводческого совхоза, и водпоста Хаилино, расположенного на территории Корфского оленеводческого совхоза. Производится обслуживание Корякского территориального управления сельского хозяйства справками, консультациями, совместными маршрутными обследованиями. Так, например, в 1966 году в период бескормицы (пастбища были укрыты толстым слоем ледяной корки) возникла необходимость изыскать более пригодные для выпаса пастбища. С помощью вертолета обследована территория в 1700 км Карагинского района, составлена рекомендация по перегону стада на обследованные пастбища. В результате 10000 голов оленей выпасалось впервые в этом районе. Подобные исследования, но в меньшем масштабе, стали проводиться в Хаилино и Ачайваям.

Ноябрь 1966 года запомнился жителям поселка Корф и работникам аэропорта приходом настолько мощного циклона, что волны перемыли Корфскую косу, оставив село Скрытое на крошечном островке. За несколько лет море полностью уничтожило этот клочок земли – косу, тянущуюся вдоль противоположного берега бухты Скрытой до Зеленого холма.

Фото 3. Здание аэровокзала Тиличики, 1970 годы

В первой половине 60-х годов в Тиличиках и Корфе появилось много молодых специалистов: врачей и учителей, на метеостанцию Тиличики прибыли техники-океанологи, техники-метеорологи, техники и инженеры-аэрологи, техники-агрометеорологи, окончившие Владивостокский, Рижский, Ростовский и Алексинский гидрометтехникум. Появление молодых специалистов заметно оживило жизнь в этих поселках. Большинство из них приехали из крупных городов, и это чувствовалось по их манере разговаривать, одеваться, устраивать быт. Они вызывали любопытство и даже желание подражать.

Фото 4. Коллектив АМСГ Корф отмечает Новый год, 1984 год (техник-метеоролог Карасева Валентина, инженер-синоптик Редько Тамара, техник-метеоролог Ромашова Зинаида, радиооператор Задорожная Наталья, радиооператор Меланич Валентина)

Фото 5.«Цирковые акробаты» Осипчук Надежда, техник-метеоролог Бондаренко Лидия, техник-метеоролог Агеева Татьяна

Фото 6. Техник-аэролог Сапроненко Алла, техник-аэролог Верютина Татьяна

В 70-х годах в посёлке Корф построен морской причал и рейд, а также аэропорт, принимающий грузовые (класса Ан-72) и пассажирские (класса Як-40) самолёты из Петропавловска-Камчатского и Паланы, начинают осуществляться вертолётные рейсы в близлежащие посёлки района. До 1975 года ВПП аэропорта Тиличики была из металлических секций, вскоре ее покрывают асфальтом и удлиняют до 1200 м. Кроме этого в аэропорту Тиличики, благодаря стараниям начальника АТБ Степченкова В.И., функционирует единственный на всю Камчатку полностью крытый ангар.

В 70-80-е годы жизнь в селах Тиличики и Корф кипит и развивается. В селе Тиличики работает меховая фабрика, специализирующаяся на глубокой переработке шкур домашних оленей и пошиве меховой одежды и обуви.

В эти же годы осуществляется взаимодействие с ближайшими АМСГ: декабрь 1977 года – техник-метеоролог АМСГ Корф Агеев В.В. прилетел на АМСГ Оссора для обмена опытом (выписка из журнала История станции Оссора); январь 1986 года – командировка в Усть-Пахачи; декабрь 1986 года – первый облет трассы Тиличики – Пахачи; апрель 1987 года – облет трассы Тиличики – Палана – Тигиль (выписка из журнала История станции АМСГ Корф).

В 80-х годах на станции ведется активная оперативно-методическая работа по испытанию и внедрению новых методов прогноза, а также использованию расчетных способов: составление пособия «Климатическая характеристика аэропорта Тиличики»; совместная работа с Камчатским ГМЦ «Условия выноса низкой облачности в Корфе»; прошел испытания расчет орографической турбулентности в горной местности; использование расчетных методов прогноза сильных ветров с учетом поправочных коэффициентов и по К.И. Снитковскому, перемещения циклонов (способы Ключарева, Кашина и Гриценко), турбулентности по числу Ri, обледенения в нижнем слое по формуле Годске.

Коллектив АМСГ принимает активное участие в социалистическом соревновании. В метеогруппе по обслуживанию авиации, группе аэрологов, техников-метеорологов, монтажной группе, радиоаппаратной группе имеется хорошо оформленный стенд соцсоревнования.

Фото 7. Аэропорт Тиличики

Основной пункт наблюдений АМСГ располагается в служебном помещении КДП, метеонаблюдения проводятся инструментально за параметрами ветра по М-63МР, за видимостью – РДВ-3, высотой нижней границы облаков – ИВО-1, атмосферным давлением – станционным ртутным барометром в 20 и 50 минут каждого часа, а также по запросу диспетчера КДП. Составляются прогнозы погоды по аэродрому Тиличики и прикрепленным аэродромам, выпускаются штормовые предупреждения о возникновении опасных для авиации явлений погоды.

Фото 8. Старший инженер-синоптик Редько Тамара Георгиевна – руководитель синоптической группы, на АМСГ с 1975 по 1994 год

Фото 9. Инженер-синоптик Новицкая Тамара Васильевна, на АМСГ с 1961 по 1998 год

В апреле 1997 года АМСГ переезжает в новый отремонтированный кабинет.

21 апреля 2006 года в 12:20-12:25 местного времени происходит сильное землетрясение 8-9 баллов. Эпицентр находится в 70 км к востоку от поселка Тиличики в районе Корякского нагорья. Сразу же пропадает связь и отключается свет.

ВПП аэропорта Тиличики разрушена: по всей полосе проходят глубокие трещины, и только в 2008 году происходит ее восстановление. До этого времени жители поселков Корф и Тиличики вынуждены добираться на вертолете до поселка Оссоры и оттуда в аэропорт Петропавловск-Камчатский.

С 21 апреля по 19 июня 2006 года метеонаблюдения ведутся с перерывами. Синоптическая группа вынуждена переехать в новое помещение нового аэропорта – теперь аэропорт находится в здании штаба.

В июле 2006 года в полном объеме возобновляются метеонаблюдения и наблюдения за уровнем моря. Аэрологические и актинометрические наблюдения законсервированы, а в последствии и полностью прекращаются.

В ноябре 2006 года губернатор Корякского автономного округа выступает с инициативой упразднить село Корф в связи с тем, что ученые признали этот населенный пункт непригодным для проживания людей, так как он не только находится в цунами- и сейсмоопасной зоне, но и уровень Корфской косы опустился более, чем на 1 метр над уровнем моря. Несмотря на это до 2012 года в селе продолжает проживать часть населения, не пожелавшая переселяться в другие населенные пункты по сертификатам для приобретения жилья. В марте 2013 года село Корф все же упразднено, однако на его территории в уцелевших от землетрясения домах продолжают проживать люди, да по-прежнему располагаются предприятия: Корфский рыбозавод, «Аметистовая», КГД и аэропорт Тиличики.

Фото 10. Здание аэровокзала Тиличики до землетрясения

1 января 2009 АМСГ Корф входит в состав Камчатского Метеоагентства, а в 2011 году – в Камчатский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

Переломный момент происходит весной 2011 года – уходит на пенсию Забалуева Юнона Филипповна, прогностическое метеообеспечение авиации переходит синоптикам АМЦ Елизово. 1 июля 2011 года приняты на работу техники-метеорологи АМСГ Корф Гостева Е.Н. и Аторва Т.А. Для их обучения прилетают в командировку техники-метеорологи АМЦ Елизово: Анюховская Т.А., Шалапинина Г.В., Усольцева Е.В., Васильченко Н.М., Меденцева Т.Г., Леонова Л.Е.

В сентябре 2011 года ОГМС Корф перенесена на новое безопасное место в село Тиличики, а АМСГ Корф так и осталась в аэропорту Тиличики на Корфской косе.

В 2013 году завершен капитальный ремонт аэропорта Тиличики.

Фото 11. Аэропорт Тиличики

Фото 12. Аэропорт Тиличики, 2022 год

В советские годы в штате метеостанции насчитывалось более 40 человек: группы метеорологов, аэрологов, синоптиков, актинометристов, океанологов, радиотехников, электромонтажная группа, дизелисты, слесарь, сантехник и водитель. На территории метеостанции помимо служебного здания находились: газогенераторная, дизельная, гараж, несколько жилых зданий со служебными квартирами работников, собственная котельная.

В настоящее время коллектив АМСГ Корф состоит из трех специалистов: начальника АМСГ Канаичевой Елены Корнельевны, техника-метеоролога 1 категории Гостевой Елены Николаевны и техника-метеоролога 1 категории Дюгановой Татьяны Сергеевны.

В честь 95-летнего юбилея всем работникам АМСГ Корф объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.

Фото 13. Канаичева Е.К., Дюганова Т.С., экипаж Ан-26 АО «КАП» Дьяченко Ю.Г. и Спиридонов А.В.

Фото 14. Гостева Е.Н., Корсюкова Л.П. (техник-метеоролог 1 категории, проработавшая на АМСГ Корф с 2014 по 2022 год), командир Як-40 АО «КАП» Черноголовин О.А.

27.06.2024

Возврат к списку