95 лет метеорологической станции Оссора
95 ЛЕТ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ОССОРА
Борисенко Е.А., заместитель директора Камчатского филиала
ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»
15 сентября 1950 года на северо-восточном побережье Камчатки, на берегу бухты Оссора, открывается метеостанция Оссора. Однако история станции начинается двадцатью годами ранее в 18 километрах южнее на реке Карага…
В 20-е годы река Карага играет немалую роль для местных жителей. Во-первых, она является кормилицей из-за обилия рыбы, заходящей в её воды, чтобы отнереститься. Во-вторых, именно по реке Карага проходит путь из Петропавловска на северо-западное побережье Камчатки и обратно через перевалы и русло реки Лесная. Нигде, на ближайшие 200-300 км, даже сейчас, лучше пути для нартовых собак и снегоходов не найти. В-третьих, каждый год в верховьях реки Карага собирается ярмарка, где и русские, и коренные жители обмениваются новостями и товарами. Многие люди с разных концов Камчатки, и даже из Петропавловска, стараются не пропускать это знаменательное событие.
В сентябре 1929 года в селе Карага открывается метеостанция Карага. Как таковой метеоплощадки на станции нет, часть установок и приборов стоит на чрезвычайно болотистой почве вблизи дома, флюгер установлен в 150 метрах юго-восточнее, на бугре. Во время первой инспекции 1935 года отмечено не самое лучшее состояние метеооборудования: «психрометрическая будка ввиду плохого крепления оказалась перевернута сильным ветром, разбиты максимальный и минимальный термометры, имеющийся на станции гигрометр не работает, т.к. порван волос, сухой термометр и смоченный в неисправном состоянии, дождемер установлен на очень тонком столбе, дождемерный стакан запылен» (из отчета инспекции).
Кроме этого инспектор настаивает на незамедлительном переносе метеооборудования из болота на более открытое и сухое место.
Верещака Астрам Евдокимович – заведующий станцией, проживает в комнате общежития, в которой также находится служебное помещение метеостанции. Что чрезвычайно неудобно для производства метеонаблюдений. Инспектору удается договориться с председателем райисполкома о необходимости выделения отдельного помещения для метеостанции.
Станция предоставляет данные по метеоэлементам лесорубам, Акоснабторгу для строительства, а также по запросам гидрометеорологической станции Палана для обслуживания авиалинии Палана – Карага. На станции с особой тщательностью ведется специальный журнал авиателеграмм.
Морские гидрологические наблюдения не ведутся в виду удаленности от бухты Карага (12 км), а речные наблюдения – из-за разлива реки Карага.
Именно такое состояние метеостанции и метеонаблюдений отмечает первый инспектор в 1935 году.
В конце 30-х годов начинается масштабный переезд всех районных организаций из Караги в Оссору, завершившийся в августе 1942 года переносом радиостанции.
Практическое использование удобной в навигационном отношении бухты Оссора предпринято еще в середине 30-х годов в связи с изысканиями места для строительства нового административного центра Карагинского района Корякского национального округа. Изыскательские работы произведены летом 1936 года участником Камчатской землеустроительной экспедиции топографом В.С. Шаталовым. «Комиссия в составе восьми человек осмотрела более пяти предлагаемых мест, и выбор пал на морской берег бухты Оссора. Это было действительно одно из лучших мест для будущего райцентра», - писал он. Уже через двое суток после принятия исторического решения берег бухты ощетинился столбами и колышками: началась разметка будущих улиц, переулков, кварталов.
Изначально село Оссора основано по распоряжению правительства СССР как один из стратегических оборонительных пунктов на востоке страны для обоснования оплота обороны от японцев и других потенциальных интервентов. В 1937 году в бухте Оссора открывается аэродром, а в июле 1940 года Корякским окрисполкомом принято решение не только о строительстве посадочных площадок и аэродромов, в том числе и в Оссоре, но и о привлечении широкой общественности к работам по устройству аэродромов и служебных зданий при них.
Районный центр село Оссора обладает большим преимуществом перед селом Карага: отсутствие болот, хороший песчаный грунт, обилие вокруг сенокосных угодий, земли, пригодные для полеводства, наличие как строительного, так и дровяного леса, хорошо зачищенная глубоководная бухта, дающая возможность оперативной связи в летнее время морским путем с селами района.
В 1942 году в Оссоре создается ледовый пост, прикрепленный к ГМС Карага, открытый для наблюдений 1 раз в сутки над температурой воды, видимостью, ветром, льдами и ветровым волнением (улавливание эха штормов, приходящих в виде зыби), но полноценно наблюдения начинаются только после переноса метеостанции из села Карага в Оссору. После переноса метеостанции в село Оссора принято считать, что ряд наблюдений остался однородным.
Примечание – Беринговоморское побережье Камчатки подвержено воздействию цунами. Оно сюда может прийти из удаленных районов Тихого океана и из цунамигенной зоны западной части Берингова моря.
В каталогах имеются сведения о двух случаях цунами на Беринговоморском побережье Камчатки: в мае 1960 и в 1969 году. В 1960 году оно подошло от берегов Чили, а в 1969 году цунами образовалось в заливе Озерном Берингова моря и имело большую интенсивность. Максимальный подъем воды составил 5-7 м.
Зафиксированные случаи цунами в Оссоре:
- 24 мая 1960 – растрескался ледяной покров бухты;
- 23 ноября 1969 – необычный подъем уровня моря, высота подъема воды 5-7 м.
Вероятно, многие небольшие цунами имели место при землетрясениях 1936, 1945, 1971, 1991 годов, однако остались незафиксированными.
Штат обновленной станции ГМС Оссора: начальник Медведев Ф.М., гидрометнаблюдатель Ильдерханов А.А., переехавший из Караги, радист Перевертун П.Ф., начальник радиостанции Заботин В.П., радист-оператор Балитрушевич Г.К.
Метеоплощадка метеостанции расположена на берегу бухты Оссора на северо-восточной окраине села в 40-50 м от уреза воды и в 250 м от служебного здания.
Приборы:
- на метеоплощадке: флюгер Вильда с тяжелой доской, психрометрическая будка (психрометр Августа…), дождемер с защитой Нифера и осадкомер Третьякова;
- барометр ртутно-чашечный, поверка которого была в 1931 году. До этого прибор был установлен на станции Карага;
- анероид;
- барограф суточный.
В 50-е годы станция проводит следующие наблюдения:
- синоптические (8 сроков);
- авианаблюдения (4 срока);
- ледовые (1 срок);
- морские гидрологические (4 срока): волнение (форма, направление и сила волнения), температура поверхности воды, дальность видимого горизонта, свечение моря, плотность морской воды и период волнения.
В середине 50-х годов в Карагинском районе помимо Оссоры функционируют ВПП для самолетов Ан-2 в селах Ука и Сопочное. В селе Ука еще до начала Великой Отечественной войны построен запасной аэродром с ВПП длиной в 2500 м, после войны – здесь дислоцировалась часть ПВО с укрепленными антеннами на вышках и «шариком», то есть антенной диаметром в 40 м для дальнего обнаружения летящих объектов.
В 1956 году в Оссоре открывается постоянная посадочная площадка с гудронным и плиточным покрытием.
В 1956-1957 годах в районах Корякского округа основные авиалинии регулярных рейсов легких самолетов проходят по западному и восточному побережьям:
- Петропавловск-Камчатский – Усть-Хайрюзово – Тигиль – Палана и обратно;
- Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск – Оссора – Тиличики – Каменское и обратно;
- Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск – Оссора – Тиличики – Апука и обратно.
Нерегулярные авиационные сообщения совершаются по маршруту Палана – Оссора через Срединный хребет. Кроме этого, Оссора имеет прямое сообщение с Каменским и Паланой.
Самолеты осуществляют доставку почты, перевозку пассажиров и наиболее ценных легких грузов. В связи с развитием авиатранспорта уменьшается прежняя изолированность и отдаленность Корякского округа от областного центра Петропавловска-Камчатского и от «материка».
В сентябре 1964 года метеостанция перенесена на 3,5 км к югу от устья р.Безымянной на территорию рядом с аэропортом для непосредственного обеспечения авиации сводками погоды.
30 сентября 1965 г. приняты в эксплуатацию металлическое лётное поле, перрон и рулевая дорожка Оссорского аэропорта.
В 1968 году осуществляется строительство здания аэровокзала, действовавшее до 2020 года, и ни разу не подвергавшееся сколько-нибудь существенному ремонту.
В 1980 году во время инспекции представителем ГМО Писаренко Л.И. выбрано новое место для метеоплощадки, и уже в конце августа специалистами Камчатского УГМС она перенесена к северо-востоку от здания аэропорта.
С марта 1982 года наблюдения над льдом ведутся с вышки аэропорта (высота 12,2 м).
Фото 6. Статья в газете «Карагинские вести» от 22.03.2006, посвященная Всемирному метеорологическому дню, коллектив АМСГ Оссора
1 мая 2009 года происходит разделение метеостанции на две станции, принадлежащие Камчатскому УГМС и Камчатскому филиалу Метеоагентства Росгидромета: ГМС Оссора и АМСГ Оссора.
Метеорологическое обеспечение авиации возложено на двух человек: начальника АМСГ Оссора Валикову Нину Лаврентьевну и техника-метеоролога АМСГ Оссора Кокорина Виктора Анатольевича.
В ноябре 2010 года здание ГМС Оссора перенесено из здания аэровокзала в отдельное здание.
В 2015 году прямое авиасообщение из Петропавловска-Камчатского с Оссорой прекращается в связи с высоким износом ВПП, и уже весной 2016 года начинается реконструкция ВПП аэродрома Оссора, которая завершается только в декабре 2020 года.
24 декабря 2020 года первый самолет Ан-26 из Петропавловска-Камчатского авиакомпании АО «Камчатское авиационное предприятие» приземляется в аэропорту Оссора.
В сентябре 2020 года происходит переезд всех служб аэропорта, в том числе и АМСГ Оссора, из старого здания аэровокзала в новое.
В настоящее время коллектив АМСГ Оссора состоит из 4 человек:
- начальник АМСГ Кокорин Виктор Анатольевич, на станции с 1987 года;
- техник-метеоролог 1 категории Бархатова Вера Кимовна, на станции с июля 1981 года;
- техник-метеоролог 1 категории Сиромаха Галина Ивановна;
- инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем 1 категории (внешний совместитель) Фунтов Сергей Александрович.
В честь 95-летнего юбилея всем работникам АМСГ Оссора объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.