background-menu

Медиа



95 лет метеорологической станции Оссора

95 ЛЕТ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ОССОРА

Борисенко Е.А., заместитель директора Камчатского филиала

ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

15 сентября 1950 года на северо-восточном побережье Камчатки, на берегу бухты Оссора, открывается метеостанция Оссора. Однако история станции начинается двадцатью годами ранее в 18 километрах южнее на реке Карага…

В 20-е годы река Карага играет немалую роль для местных жителей. Во-первых, она является кормилицей из-за обилия рыбы, заходящей в её воды, чтобы отнереститься. Во-вторых, именно по реке Карага проходит путь из Петропавловска на северо-западное побережье Камчатки и обратно через перевалы и русло реки Лесная. Нигде, на ближайшие 200-300 км, даже сейчас, лучше пути для нартовых собак и снегоходов не найти. В-третьих, каждый год в верховьях реки Карага собирается ярмарка, где и русские, и коренные жители обмениваются новостями и товарами. Многие люди с разных концов Камчатки, и даже из Петропавловска, стараются не пропускать это знаменательное событие.

В сентябре 1929 года в селе Карага открывается метеостанция Карага. Как таковой метеоплощадки на станции нет, часть установок и приборов стоит на чрезвычайно болотистой почве вблизи дома, флюгер установлен в 150 метрах юго-восточнее, на бугре. Во время первой инспекции 1935 года отмечено не самое лучшее состояние метеооборудования: «психрометрическая будка ввиду плохого крепления оказалась перевернута сильным ветром, разбиты максимальный и минимальный термометры, имеющийся на станции гигрометр не работает, т.к. порван волос, сухой термометр и смоченный в неисправном состоянии, дождемер установлен на очень тонком столбе, дождемерный стакан запылен» (из отчета инспекции).

Кроме этого инспектор настаивает на незамедлительном переносе метеооборудования из болота на более открытое и сухое место.

Верещака Астрам Евдокимович – заведующий станцией, проживает в комнате общежития, в которой также находится служебное помещение метеостанции. Что чрезвычайно неудобно для производства метеонаблюдений. Инспектору удается договориться с председателем райисполкома о необходимости выделения отдельного помещения для метеостанции.

Станция предоставляет данные по метеоэлементам лесорубам, Акоснабторгу для строительства, а также по запросам гидрометеорологической станции Палана для обслуживания авиалинии Палана – Карага. На станции с особой тщательностью ведется специальный журнал авиателеграмм.

Морские гидрологические наблюдения не ведутся в виду удаленности от бухты Карага (12 км), а речные наблюдения – из-за разлива реки Карага.

Именно такое состояние метеостанции и метеонаблюдений отмечает первый инспектор в 1935 году.

В конце 30-х годов начинается масштабный переезд всех районных организаций из Караги в Оссору, завершившийся в августе 1942 года переносом радиостанции.

Практическое использование удобной в навигационном отношении бухты Оссора предпринято еще в середине 30-х годов в связи с изысканиями места для строительства нового административного центра Карагинского района Корякского национального округа. Изыскательские работы произведены летом 1936 года участником Камчатской землеустроительной экспедиции топографом В.С. Шаталовым. «Комиссия в составе восьми человек осмотрела более пяти предлагаемых мест, и выбор пал на морской берег бухты Оссора. Это было действительно одно из лучших мест для будущего райцентра», - писал он. Уже через двое суток после принятия исторического решения берег бухты ощетинился столбами и колышками: началась разметка будущих улиц, переулков, кварталов.

Изначально село Оссора основано по распоряжению правительства СССР как один из стратегических оборонительных пунктов на востоке страны для обоснования оплота обороны от японцев и других потенциальных интервентов. В 1937 году в бухте Оссора открывается аэродром, а в июле 1940 года Корякским окрисполкомом принято решение не только о строительстве посадочных площадок и аэродромов, в том числе и в Оссоре, но и о привлечении широкой общественности к работам по устройству аэродромов и служебных зданий при них.

Районный центр село Оссора обладает большим преимуществом перед селом Карага: отсутствие болот, хороший песчаный грунт, обилие вокруг сенокосных угодий, земли, пригодные для полеводства, наличие как строительного, так и дровяного леса, хорошо зачищенная глубоководная бухта, дающая возможность оперативной связи в летнее время морским путем с селами района.

В 1942 году в Оссоре создается ледовый пост, прикрепленный к ГМС Карага, открытый для наблюдений 1 раз в сутки над температурой воды, видимостью, ветром, льдами и ветровым волнением (улавливание эха штормов, приходящих в виде зыби), но полноценно наблюдения начинаются только после переноса метеостанции из села Карага в Оссору. После переноса метеостанции в село Оссора принято считать, что ряд наблюдений остался однородным.

Примечание – Беринговоморское побережье Камчатки подвержено воздействию цунами. Оно сюда может прийти из удаленных районов Тихого океана и из цунамигенной зоны западной части Берингова моря.

В каталогах имеются сведения о двух случаях цунами на Беринговоморском побережье Камчатки: в мае 1960 и в 1969 году. В 1960 году оно подошло от берегов Чили, а в 1969 году цунами образовалось в заливе Озерном Берингова моря и имело большую интенсивность. Максимальный подъем воды составил 5-7 м.

Зафиксированные случаи цунами в Оссоре:

  • 24 мая 1960 – растрескался ледяной покров бухты;
  • 23 ноября 1969 – необычный подъем уровня моря, высота подъема воды 5-7 м.

Вероятно, многие небольшие цунами имели место при землетрясениях 1936, 1945, 1971, 1991 годов, однако остались незафиксированными.

Штат обновленной станции ГМС Оссора: начальник Медведев Ф.М., гидрометнаблюдатель Ильдерханов А.А., переехавший из Караги, радист Перевертун П.Ф., начальник радиостанции Заботин В.П., радист-оператор Балитрушевич Г.К.

Метеоплощадка метеостанции расположена на берегу бухты Оссора на северо-восточной окраине села в 40-50 м от уреза воды и в 250 м от служебного здания.

Приборы:

  • на метеоплощадке: флюгер Вильда с тяжелой доской, психрометрическая будка (психрометр Августа…), дождемер с защитой Нифера и осадкомер Третьякова;
  • барометр ртутно-чашечный, поверка которого была в 1931 году. До этого прибор был установлен на станции Карага;
  • анероид;
  • барограф суточный.

В 50-е годы станция проводит следующие наблюдения:

  • синоптические (8 сроков);
  • авианаблюдения (4 срока);
  • ледовые (1 срок);
  • морские гидрологические (4 срока): волнение (форма, направление и сила волнения), температура поверхности воды, дальность видимого горизонта, свечение моря, плотность морской воды и период волнения.

Фото 1. Дом метеостанции Оссора, новый гидрометнаблюдатель Семкина Л.И., 1953 год

Фото 2. Ремонт метеоустановок на метеоплощадке ГМС Оссора, 1953 год

В середине 50-х годов в Карагинском районе помимо Оссоры функционируют ВПП для самолетов Ан-2 в селах Ука и Сопочное. В селе Ука еще до начала Великой Отечественной войны построен запасной аэродром с ВПП длиной в 2500 м, после войны – здесь дислоцировалась часть ПВО с укрепленными антеннами на вышках и «шариком», то есть антенной диаметром в 40 м для дальнего обнаружения летящих объектов.

В 1956 году в Оссоре открывается постоянная посадочная площадка с гудронным и плиточным покрытием.

В 1956-1957 годах в районах Корякского округа основные авиалинии регулярных рейсов легких самолетов проходят по западному и восточному побережьям:

  • Петропавловск-Камчатский – Усть-Хайрюзово – Тигиль – Палана и обратно;
  • Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск – Оссора – Тиличики – Каменское и обратно;
  • Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск – Оссора – Тиличики – Апука и обратно.

Нерегулярные авиационные сообщения совершаются по маршруту Палана – Оссора через Срединный хребет. Кроме этого, Оссора имеет прямое сообщение с Каменским и Паланой.

Самолеты осуществляют доставку почты, перевозку пассажиров и наиболее ценных легких грузов. В связи с развитием авиатранспорта уменьшается прежняя изолированность и отдаленность Корякского округа от областного центра Петропавловска-Камчатского и от «материка».

В сентябре 1964 года метеостанция перенесена на 3,5 км к югу от устья р.Безымянной на территорию рядом с аэропортом для непосредственного обеспечения авиации сводками погоды.

30 сентября 1965 г. приняты в эксплуатацию металлическое лётное поле, перрон и рулевая дорожка Оссорского аэропорта.

В 1968 году осуществляется строительство здания аэровокзала, действовавшее до 2020 года, и ни разу не подвергавшееся сколько-нибудь существенному ремонту.

Фото 3. Здание аэропорта Оссора

Фото 4. Здание аэровокзала, 1990-е годы

В 1980 году во время инспекции представителем ГМО Писаренко Л.И. выбрано новое место для метеоплощадки, и уже в конце августа специалистами Камчатского УГМС она перенесена к северо-востоку от здания аэропорта.

Фото 5. Самолет Ан-28 на аэродроме Оссора

С марта 1982 года наблюдения над льдом ведутся с вышки аэропорта (высота 12,2 м).

Фото 6. Статья в газете «Карагинские вести» от 22.03.2006, посвященная Всемирному метеорологическому дню, коллектив АМСГ Оссора

1 мая 2009 года происходит разделение метеостанции на две станции, принадлежащие Камчатскому УГМС и Камчатскому филиалу Метеоагентства Росгидромета: ГМС Оссора и АМСГ Оссора.

Метеорологическое обеспечение авиации возложено на двух человек: начальника АМСГ Оссора Валикову Нину Лаврентьевну и техника-метеоролога АМСГ Оссора Кокорина Виктора Анатольевича.

Фото 7. Валикова Н.Л.

В ноябре 2010 года здание ГМС Оссора перенесено из здания аэровокзала в отдельное здание.

В 2015 году прямое авиасообщение из Петропавловска-Камчатского с Оссорой прекращается в связи с высоким износом ВПП, и уже весной 2016 года начинается реконструкция ВПП аэродрома Оссора, которая завершается только в декабре 2020 года.

24 декабря 2020 года первый самолет Ан-26 из Петропавловска-Камчатского авиакомпании АО «Камчатское авиационное предприятие» приземляется в аэропорту Оссора.

Фото 8. Самолет Ан-26 на новой ВПП

В сентябре 2020 года происходит переезд всех служб аэропорта, в том числе и АМСГ Оссора, из старого здания аэровокзала в новое.

Фото 9. Здание нового аэровокзала Оссора

В настоящее время коллектив АМСГ Оссора состоит из 4 человек:

- начальник АМСГ Кокорин Виктор Анатольевич, на станции с 1987 года;

Фото 10. Кокорин В.А.

- техник-метеоролог 1 категории Бархатова Вера Кимовна, на станции с июля 1981 года;

Фото 11. Бархатова В.К. в новом помещении ОПН

- техник-метеоролог 1 категории Сиромаха Галина Ивановна;

Фото 12. Сиромаха Г.И. с экипажем ЯК-40 АО «КАП»

- инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем 1 категории (внешний совместитель) Фунтов Сергей Александрович.

Фото 13. Начальник АМСГ Кокорин В.А. и инженер по ЭГМПОиС АМСГ Фунтов С.А.

В честь 95-летнего юбилея всем работникам АМСГ Оссора объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.

17.09.2024

Возврат к списку