background-menu

Медиа



АМЦ Симферополь 85 лет

Авиационному метеорологическому центру Симферополь 85 лет

Фото 1. Международный аэропорт Симферополь имени И.К. Айвазовского

Аэропорт Симферополь основан в 1936 году. Постановлением Совета народных комиссаров Крымской АССР № 69 от 21 января 1936 года было определено «считать своевременным и крайне необходимым открытие воздушной линии „Симферополь — Москва“ с 1 мая 1936 года». Первый рейс был выполнен 1 мая в 5 часов 20 минут строго по расписанию.

Метеорологические условия являются важнейшим элементом воздушной обстановки. В Международном аэропорту Симферополь имени И.К. Айвазовского метеорологическое обеспечение полётов воздушных судов осуществляет Авиационный метеорологический центр Симферополь (АМЦ Симферополь) Крымского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» АМЦ Симферополь.

2 марта 2025 года АМЦ Симферополь отмечает свое 85-летие.

Во все времена людей интересовала тема погоды. От погоды часто зависит наше самочувствие, настроение, планы. Авиационная метеорология как наука зародилась одновременно с зарождением самой авиации. Еще на заре воздухоплавания авиаторы осознали важность метеорологических исследований. С 1932 года постановлением Правительства СССР метеообеспечение гражданской авиации было возложено на органы Гидрометеослужбы.

В наше время задачи авиационной метеорологии значительно расширились. Сегодня изучаются не только сами метеорологические элементы и явления, но и их воздействие на авиационную технику и на её лётно-технические характеристики. Если общегражданский прогноз поведает нам о том, какая будет погода в том или ином городе, то прогноз для авиации включает в себя множество дополнительных параметров, которые малопонятны для рядового обывателя, но очень важны для обеспечения безопасности полётов.

Полёты воздушных судов всех типов проводятся исключительно при наличии информации о метеорологической обстановке. Авиационная метеорология не только занимается изучением атмосферных процессов и элементов, но и разрабатывает формы и методы метеорологического обеспечения полётов. Основной задачей авиационной метеорологии по-прежнему остаётся определение атмосферных элементов и явлений, их прогнозирование и изучение. Авиационный прогноз отличается большой сложностью и включает в себя параметры и характеристики, которые учитываются при организации полётов.

C выполнением первых полётов особое значение приобретает важность получения достоверной информации о таких метеорологических элементах, как ветер, видимость, облачность в районе взлета, посадки и на маршруте полета, а также наличия опасных метеорологических явлений. Метеорологическое обеспечение полётов помогает не только обеспечить безопасность, но и сократить время полёта и расход топлива.

Фото 2. Взлёт ВС на ИВПП 2 аэродрома Симферополь

На территории аэродрома метеонаблюдения начались 2 марта 1940 года и проводились по сентябрь 1941 года. С 1941 года по июль 1944 года наблюдения не проводились из-за боевых действий на территории Крыма. С началом Великой Отечественной войны Гидрометслужба страны была военизирована. На нее были возложены обязанности по обеспечению войск всей необходимой гидрометеорологической информацией. Гидрометеорологическое обеспечение боевых действий Вооруженных сил в период 1941-1945 гг. является одной из ярких страниц деятельности службы, внесшей неоценимый вклад в Великую Победу.

25 июля 1944 года, после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков, в деревне Кара-Кият на территории аэропорта Гражданского Воздушного Флота авиаметеорологическая станция Аэропорт Симферополь 2 разряда снова приступила к регулярным наблюдениям. Наблюдения по нестандартным приборам, прием на слух большого объема цифрового материала, наноска данных на карты погоды и их обработка, круглосуточное дежурство, служебное помещение в землянке – такова была работа на метеостанции в те далекие 40-е и 50-е годы. 3 ноября 1944 года начала работу синоптическая служба АМСГ.

В 1957 году метеостанция АМСГ Симферополь была включена в опорную сеть, так как городская метеостанция, существовавшая с 1802 года, была закрыта. За период существования станции метеоплощадка переносилась 4 раза, последний раз – в августе 1984 года. Шесть раз менялось служебное помещение.

В 1959 году завершилось строительство бетонированной взлетно-посадочной полосы, а с 1960 года началось метеорологическое обеспечение регулярных рейсов первых советских реактивных пассажирских самолетов ТУ-104.

Фото 3. Самолет Ту-104 в аэропорту Симферополь

В 1963 году начались регулярные наблюдения за погодой на БПРМ (Ближний приводной радиомаяк), в 1966 году организовано вещание метеорологической информации на УКВ канал. С января 1974 года в оперативной работе постоянно используется информация метеорологического радиолокатора.

Фото 4. Радиолокационные наблюдения

Фото 5. Техник-метеоролог Петренко Г.Н., стаж работы на АМСГ Симферополь – 49 лет

В конце 1980-х годов аэропорт стал участником космической программы: его подготовили, как запасной аэродром для посадки космических кораблей «Буран». Для обеспечения выполнения этой задачи был развернут комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», а к 1982 году завершены работы по строительству взлетно-посадочной полосы длиной 3700 метров.

Уже в 1989 году прошли испытания: самолет-лаборатория на базе авиалайнера Ту-154 успешно имитировал посадку «Бурана».

Фото 6. Орбитальный корабль «Буран»

Фото 7. Установка метеооборудования на ИВПП 2

К октябрю 1984 года был обеспечен полный переход на дистанционные наблюдения на двух взлетно-посадочных полосах.

Фото 8. Коллектив АМСГ Симферополь, 1980-е годы

До 15 июля 2015 года Симферопольский АМЦ входил в состав Регионального центра по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым (ныне федеральное государственное бюджетное учреждение «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»), с 15 июля 2015 года переведен в состав ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», в производственный отдел оперативного метеообеспечения авиации (ПООМА) и переименован в авиационный метеорологический центр Симферополь (АМЦ Симферополь ПООМА ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»).

12 октября 2015 года приказом генерального директора ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» был создан Крымский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», в состав которого вошел АМЦ Симферополь. В этом же году осуществлено полное переоснащение метеооборудования аэродрома: установка нового оборудования финской фирмы VAISALA, пуск, наладка станции КРАМС-4, установка новых автоматизированных измерительных систем (АИС «МетеоЭксперт», АИИС «Погода», АИС «МетеоКонсультант», АИС «МетеоДисплей», ПО «MeteoSense», ПО «VisualSigmet»).

Фото 9. Нефелометр FS11

Фото 10. Измеритель параметров ветра

Фото 11. Установка облакомера CL31

Фото 12. Датчик температуры и влажности

С апреля 2023 года принято на техническое сопровождение метеооборудование, установленное по федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя в рамках восстановления первой полосы (ИВПП 1) аэропорта Симферополь.

Фото 13. Метеооборудование, установленное на ИВПП 1 аэродрома Симферополь

В настоящее время авиаметеорологический центр Симферополь оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим производить максимально точные измерения параметров погоды для дальнейшего их использования как в авиации, так и в других отраслях народного хозяйства.

Специалистами АМЦ осуществляется:

  • метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации путем предоставления на договорной основе экипажам ВС, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций в зоне ответственности АМЦ Симферополь;
  • прогнозирование по аэродромам Симферополь и Севастополь (Бельбек);
  • выполнение функций органа метеорологического слежения по обслуживанию Регионального центра Единой системы организации воздушного движения (Симферополь) филиала «Крымаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
  • комплекс круглосуточных непрерывных наблюдений: метеорологических авиационных, метеорологических приземных по программе опорной сети (М-2) наблюдений за химическим и радиоактивным загрязнением окружающей среды и других наблюдений, предусмотренных планами работ и программой наблюдений, их своевременную обработку и передачу информации потребителям, в том числе об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях, которые несут угрозу человеческим жизням и огромные ущербы различным отраслям народного хозяйства.

Техники-метеорологи не только фиксируют показания приборов, но и ведут визуальные наблюдения. Ветер, туманы, гололед, изморозь, форма облаков – все это важно при составлении точного прогноза погоды.

Фото 14. Техник-метеоролог 1 категории Хаирова З.О.

Фото 15. Метеорологическая площадка

Фото 16. Смерч в районе аэродрома Симферополь

Фото 17. Гололёд

В обязанности синоптиков входит анализ и обобщение колоссальных потоков информации. Ведь для консультации только одного экипажа используются данные о состоянии погоды на всем земном шаре, получаемые посредством информационных сетей Росгидромета. Синоптики используют в работе современные прогностические модели, данные искусственных спутников Земли, консультативные сообщения о космической погоде. Они должны спрогнозировать вероятность опасных для авиации явлений задолго до их возникновения, чтобы своевременно информировать авиапользователей.

Фото 18. Карта погоды

Фото 19. Рабочее место синоптика-прогнозиста

Авиационное метеорологическое обеспечение является важной составляющей безопасности гражданской авиации. Правильное и своевременное использование фактической и прогностической информации ежегодно позволяет снизить экономические потери, а главное, сохранить жизни тысячам людей. Деятельность Крымского филиала ориентирована на постоянное повышение удовлетворенности потребителей метеоинформации, обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов и улучшение качества предоставляемых услуг.

Примерно три четверти задержек в работе воздушного транспорта связаны с погодой, и почти половина авиационных происшествий происходит при полетах в неблагоприятных метеорологических условиях.

Но, несмотря на технический прогресс, главными в метеообеспечении авиации по-прежнему остаются ответственные, преданные своему делу специалисты, хорошо понимающие, что от их слаженной работы зависит безопасность полетов воздушных судов.

С 2011 года работу Авиационного метеорологического центра Симферополь возглавляет Ткаченко Светлана Геннадьевна.

Фото 20. Начальник АМЦ Симферополь Ткаченко С.Г.

В настоящее время работу авиаметцентра обеспечивает сплоченный коллектив, состоящий из высококвалифицированных специалистов.

С 24 февраля 2022 года введен режим временного ограничения полетов воздушных судов гражданской авиации в аэропорт Симферополь. В период СВО АМЦ Симферополь вносит огромный вклад в обеспечение непрерывности метеорологического обслуживания воздушных судов государственной авиации. на аэродроме Симферополь и по району полетной информации.

Поздравляем коллектив Авиационного метеорологического центра Симферополь с юбилейной датой и выражаем признательность за ваш труд и преданность своему делу. Желаем вам дальнейших успехов в вашей непростой, но такой нужной работе, хорошей погоды и точных прогнозов.

Фото 21. Коллектив АМЦ Симферополь

Материал подготовлен начальником АМЦ Симферополь Крымского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Ткаченко С.Г.

28.02.2025

Возврат к списку