АМЦ Симферополь 85 лет
Авиационному метеорологическому центру Симферополь 85 лет
Аэропорт Симферополь основан в 1936 году. Постановлением Совета народных комиссаров Крымской АССР № 69 от 21 января 1936 года было определено «считать своевременным и крайне необходимым открытие воздушной линии „Симферополь — Москва“ с 1 мая 1936 года». Первый рейс был выполнен 1 мая в 5 часов 20 минут строго по расписанию.
Метеорологические условия являются важнейшим элементом воздушной обстановки. В Международном аэропорту Симферополь имени И.К. Айвазовского метеорологическое обеспечение полётов воздушных судов осуществляет Авиационный метеорологический центр Симферополь (АМЦ Симферополь) Крымского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» АМЦ Симферополь.
2 марта 2025 года АМЦ Симферополь отмечает свое 85-летие.
Во все времена людей интересовала тема погоды. От погоды часто зависит наше самочувствие, настроение, планы. Авиационная метеорология как наука зародилась одновременно с зарождением самой авиации. Еще на заре воздухоплавания авиаторы осознали важность метеорологических исследований. С 1932 года постановлением Правительства СССР метеообеспечение гражданской авиации было возложено на органы Гидрометеослужбы.
В наше время задачи авиационной метеорологии значительно расширились. Сегодня изучаются не только сами метеорологические элементы и явления, но и их воздействие на авиационную технику и на её лётно-технические характеристики. Если общегражданский прогноз поведает нам о том, какая будет погода в том или ином городе, то прогноз для авиации включает в себя множество дополнительных параметров, которые малопонятны для рядового обывателя, но очень важны для обеспечения безопасности полётов.
Полёты воздушных судов всех типов проводятся исключительно при наличии информации о метеорологической обстановке. Авиационная метеорология не только занимается изучением атмосферных процессов и элементов, но и разрабатывает формы и методы метеорологического обеспечения полётов. Основной задачей авиационной метеорологии по-прежнему остаётся определение атмосферных элементов и явлений, их прогнозирование и изучение. Авиационный прогноз отличается большой сложностью и включает в себя параметры и характеристики, которые учитываются при организации полётов.
C выполнением первых полётов особое значение приобретает важность получения достоверной информации о таких метеорологических элементах, как ветер, видимость, облачность в районе взлета, посадки и на маршруте полета, а также наличия опасных метеорологических явлений. Метеорологическое обеспечение полётов помогает не только обеспечить безопасность, но и сократить время полёта и расход топлива.
На территории аэродрома метеонаблюдения начались 2 марта 1940 года и проводились по сентябрь 1941 года. С 1941 года по июль 1944 года наблюдения не проводились из-за боевых действий на территории Крыма. С началом Великой Отечественной войны Гидрометслужба страны была военизирована. На нее были возложены обязанности по обеспечению войск всей необходимой гидрометеорологической информацией. Гидрометеорологическое обеспечение боевых действий Вооруженных сил в период 1941-1945 гг. является одной из ярких страниц деятельности службы, внесшей неоценимый вклад в Великую Победу.
25 июля 1944 года, после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков, в деревне Кара-Кият на территории аэропорта Гражданского Воздушного Флота авиаметеорологическая станция Аэропорт Симферополь 2 разряда снова приступила к регулярным наблюдениям. Наблюдения по нестандартным приборам, прием на слух большого объема цифрового материала, наноска данных на карты погоды и их обработка, круглосуточное дежурство, служебное помещение в землянке – такова была работа на метеостанции в те далекие 40-е и 50-е годы. 3 ноября 1944 года начала работу синоптическая служба АМСГ.
В 1957 году метеостанция АМСГ Симферополь была включена в опорную сеть, так как городская метеостанция, существовавшая с 1802 года, была закрыта. За период существования станции метеоплощадка переносилась 4 раза, последний раз – в августе 1984 года. Шесть раз менялось служебное помещение.
В 1959 году завершилось строительство бетонированной взлетно-посадочной полосы, а с 1960 года началось метеорологическое обеспечение регулярных рейсов первых советских реактивных пассажирских самолетов ТУ-104.
В 1963 году начались регулярные наблюдения за погодой на БПРМ (Ближний приводной радиомаяк), в 1966 году организовано вещание метеорологической информации на УКВ канал. С января 1974 года в оперативной работе постоянно используется информация метеорологического радиолокатора.
В конце 1980-х годов аэропорт стал участником космической программы: его подготовили, как запасной аэродром для посадки космических кораблей «Буран». Для обеспечения выполнения этой задачи был развернут комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», а к 1982 году завершены работы по строительству взлетно-посадочной полосы длиной 3700 метров.
Уже в 1989 году прошли испытания: самолет-лаборатория на базе авиалайнера Ту-154 успешно имитировал посадку «Бурана».
К октябрю 1984 года был обеспечен полный переход на дистанционные наблюдения на двух взлетно-посадочных полосах.
До 15 июля 2015 года Симферопольский АМЦ входил в состав Регионального центра по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым (ныне федеральное государственное бюджетное учреждение «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»), с 15 июля 2015 года переведен в состав ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», в производственный отдел оперативного метеообеспечения авиации (ПООМА) и переименован в авиационный метеорологический центр Симферополь (АМЦ Симферополь ПООМА ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»).
12 октября 2015 года приказом генерального директора ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» был создан Крымский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», в состав которого вошел АМЦ Симферополь. В этом же году осуществлено полное переоснащение метеооборудования аэродрома: установка нового оборудования финской фирмы VAISALA, пуск, наладка станции КРАМС-4, установка новых автоматизированных измерительных систем (АИС «МетеоЭксперт», АИИС «Погода», АИС «МетеоКонсультант», АИС «МетеоДисплей», ПО «MeteoSense», ПО «VisualSigmet»).
С апреля 2023 года принято на техническое сопровождение метеооборудование, установленное по федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя в рамках восстановления первой полосы (ИВПП 1) аэропорта Симферополь.
В настоящее время авиаметеорологический центр Симферополь оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим производить максимально точные измерения параметров погоды для дальнейшего их использования как в авиации, так и в других отраслях народного хозяйства.
Специалистами АМЦ осуществляется:
- метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации путем предоставления на договорной основе экипажам ВС, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций в зоне ответственности АМЦ Симферополь;
- прогнозирование по аэродромам Симферополь и Севастополь (Бельбек);
- выполнение функций органа метеорологического слежения по обслуживанию Регионального центра Единой системы организации воздушного движения (Симферополь) филиала «Крымаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
- комплекс круглосуточных непрерывных наблюдений: метеорологических авиационных, метеорологических приземных по программе опорной сети (М-2) наблюдений за химическим и радиоактивным загрязнением окружающей среды и других наблюдений, предусмотренных планами работ и программой наблюдений, их своевременную обработку и передачу информации потребителям, в том числе об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях, которые несут угрозу человеческим жизням и огромные ущербы различным отраслям народного хозяйства.
Техники-метеорологи не только фиксируют показания приборов, но и ведут визуальные наблюдения. Ветер, туманы, гололед, изморозь, форма облаков – все это важно при составлении точного прогноза погоды.
В обязанности синоптиков входит анализ и обобщение колоссальных потоков информации. Ведь для консультации только одного экипажа используются данные о состоянии погоды на всем земном шаре, получаемые посредством информационных сетей Росгидромета. Синоптики используют в работе современные прогностические модели, данные искусственных спутников Земли, консультативные сообщения о космической погоде. Они должны спрогнозировать вероятность опасных для авиации явлений задолго до их возникновения, чтобы своевременно информировать авиапользователей.
Авиационное метеорологическое обеспечение является важной составляющей безопасности гражданской авиации. Правильное и своевременное использование фактической и прогностической информации ежегодно позволяет снизить экономические потери, а главное, сохранить жизни тысячам людей. Деятельность Крымского филиала ориентирована на постоянное повышение удовлетворенности потребителей метеоинформации, обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов и улучшение качества предоставляемых услуг.
Примерно три четверти задержек в работе воздушного транспорта связаны с погодой, и почти половина авиационных происшествий происходит при полетах в неблагоприятных метеорологических условиях.
Но, несмотря на технический прогресс, главными в метеообеспечении авиации по-прежнему остаются ответственные, преданные своему делу специалисты, хорошо понимающие, что от их слаженной работы зависит безопасность полетов воздушных судов.
С 2011 года работу Авиационного метеорологического центра Симферополь возглавляет Ткаченко Светлана Геннадьевна.
В настоящее время работу авиаметцентра обеспечивает сплоченный коллектив, состоящий из высококвалифицированных специалистов.
С 24 февраля 2022 года введен режим временного ограничения полетов воздушных судов гражданской авиации в аэропорт Симферополь. В период СВО АМЦ Симферополь вносит огромный вклад в обеспечение непрерывности метеорологического обслуживания воздушных судов государственной авиации. на аэродроме Симферополь и по району полетной информации.
Поздравляем коллектив Авиационного метеорологического центра Симферополь с юбилейной датой и выражаем признательность за ваш труд и преданность своему делу. Желаем вам дальнейших успехов в вашей непростой, но такой нужной работе, хорошей погоды и точных прогнозов.
Материал подготовлен начальником АМЦ Симферополь Крымского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Ткаченко С.Г.