background-menu

Медиа



Игарка - 95 лет с начала метеорологических наблюдений

«Полярная станция Игарка» – история наблюдений

В августе 2024 года исполняется 95 лет со дня начала метеорологических наблюдений в городе Игарка.

Игарка расположена за полярным кругом в зоне вечной мерзлоты, на севере Красноярского края в Туруханском районе на берегу реки Енисей.

21 июня 1921 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял «Декрет об организации метеорологической службы в РСФСР», важнейшей задачей по реализации которого было восстановление в 1921-1929 гг. сети постоянно действующих станций. Метеорологическая полярная станция «Игарка» была открыта для научных и оперативных целей Главным управлением Северного морского пути в августе 1929 года.

На АМСГ Игарка до сих пор хранится «Паспорт полярной станции Игарка – метеорология», согласно которому с момента открытия станции в 1929 году на ней велись наблюдения за давлением воздуха, температурой воздуха, влажностью, видимостью, облачностью, ветром, осадками, температурой поверхности почвы, высотой и плотностью снежного покрова, гололедом.

«Паспорт поляной станции Игарка - метеорология»

Именно в это время, с авиалинии от Красноярска к Игарке и далее к Северному Ледовитому океану, началась полярная авиация. Летом 1929 года на Игарской протоке впервые приводнилась летающая лодка «Дорнье-Валь».

1935 год считается началом Игарки авиационной, в это время в Игарку прибыл первый базовый самолет Р-5 под управлением известного летчика Григория Максимовича Чернявского.

Страницы из Приложения №2 к паспорту полярной станции

В 1936 году начал работать Игарский аэрогидропорт, обслуживая проводку караванов судов Карской экспедиции с экспортным лесом, а при нем – авиационная метеорологическая станция (гражданская) 2-го разряда (АМСГ). В этом же году метеорологическая станция Игарка была передана в ведение Гидрометслужбы СССР и включена в опорную сеть.

С 1 июля 1937 года начало свою работу Бюро погоды, первым начальником которого стал Овчинников Евгений Васильевич. Тогда же был заведен дополнительно «Паспорт полярной станции – бюро погоды».

В это время все наблюдения и составляемые прогнозы передавались на радиоцентр Игарского аэропорта по телефону для передачи в соседние бюро погоды. Пилотам вручались маршрутные прогнозы по направлениям: Дудинка, Хатанга, Косистый, Диксон, Мыс Каменный, Амдерма, Туруханск, Красноярск, Ермаково, Салехард, Надежда.

Игарский гидропорт 1935-36 гг.



Страницы из «Паспорта полярной станции Игарка – бюро погоды»

В годы Великой Отечественной войны АМСГ Игарка была включена в состав Сибирского Военного округа, данные передавались по телефону через коммутатор. Начальником станции в то непростое для всей страны время стал Карп Владимир Исаакович, синоптиками бюро погоды были Ю. Андриевский, И. Георге, П.Казаков. Всю войну отработали техниками-метеорологами сестры Вера и Александра Теткины.

Страницы из приложение 1 к «Паспорту поляной станции Игарка»

За период своего существования станция переносилась несколько раз с правого берега Игарской протоки на остров Игарский (бывший Самоедский) и обратно. С 1944 года в Игарке началось строительство сухопутного аэродрома, и в 1946 году он был сдан в эксплуатацию. Прогностическое обеспечение авиации на новом аэродроме стало осуществляться Игарским синоптическим бюро в 1948 году, а в 1951 году АМСГ Игарка была переведена на остров Игарский.

Страницы из «Паспорта поляной станции Игарка»

В 1946 году в Игарке для обслуживания авиации данными ветра (до высоты 4 км) были организованы шаропилотные наблюдения три раза в сутки. По заданию научно-исследовательского института Арктики и Антарктики с 1951 года проводились наблюдения за полярным сиянием и серебристыми облаками. В 1953 году для регистрации продолжительности солнечной активности установлен гелиограф.

В процессе освоения северных территорий возрастало и количество полетов. В списке обслуживаемых АМСГ Игарка организаций по состоянию на 1953 год числятся: Чукотская авиагруппа УПА ГУСМП, Красноярское управление ГВФ, летное подразделение Игарской авиагруппы УПА ГУСМП и другие. Только в первое полугодие 1955 года АМСГ Игарка было обеспечено 1232 самолетовылета.

Фото здания аэропорта Игарка до реконструкции

В 1978 году аэропорт Игарка официально становится запасным для таких типов самолетов как ТУ-154, ИЛ-18, ИЛ-76, АН-12. Начинают выполнятся прямые рейсы Игарка-Москва сначала на самолете ИЛ-18, затем на ТУ-154.

В конце 90-х годов штате АМСГ Игарка состоял из начальника, ведущего синоптика, синоптиков, старшего техника-метеоролога, техников-метеорологов и инженеров по приборам. В тот период времени на станции проводился огромный объем метеонаблюдений: авиаметеорологические, климатические, гидрологические, запускались аэрологические зонды, измерялось содержание озона в атмосфере, проводились облеты трасс синоптиком. Основной пункт наблюдения находился за взлетно-посадочной полосой в здании контрольно-диспетчерского пункта на втором этаже.

На фото техник-метеоролог АМСГ Игарка Абрагимова А.Д.

На фото техники-метеорологи АМСГ Игарка Абрагимова А.Д. (слева), Бодагова Е.И. (справа), работают на АМСГ Игарка и по сей день

С началом нового тысячелетия в работу включились новые технологии – начался новый этап в метеорологическом обеспечении полетов.

В 2001 году была образована Автономная некоммерческая организация «Среднесибирское Метеоагентство», в состав которого вошла АМСГ Игарка. В тот момент станцию возглавлял Виктор Федорович Федоренко. Много лет он руководил станцией, принимая на себя ответственность за коллектив, и только после выхода на пенсию позволил себе вернуться в родной Ленинград, откуда был эвакуирован в блокаду.

Фото начальника АМСГ Игарка Федоренко В.Ф.

С 2013 года АМСГ Игарка входит в состав Среднесибирского филиалам ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

После реконструкции аэропорта в 2010 году, в связи с разработкой в данном регионе месторождений нефти и газа, выросло количество самолетовылетов, и значительно увеличилось разнообразие типов выполняющий полеты воздушных судов. На сегодняшний день на аэродроме базируются Ми-8, DHC-6, АН-74 осуществляющие перевозку вахтовых бригад на остров Диксон. Ежедневно осуществляются полеты таких воздушных судов как: АН-24, ЯК-42, Boeng-737-400, Boeng-737-800 и других. Общий пассажиропоток составляет около 300 тысяч человек в год.

Фото здания аэропорта Игарка (на сегодняшний день)

Сегодня аэропорт Игарка представляет собой современный аэропортовый комплекс, где ежегодно обеспечивается метеорологической информацией до 7500 самолетовылетов. Проведена реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежных дорожек, свето-сигнального оборудования, ограждения. Построены новая патрульная дорога и водосточно-дренажная система, новые современные здания аэровокзала, гаража-стоянки для спецтранспорта, склада грузовых перевозок, авиационно-спасательной станции.

АМСГ Игарка оснащена современным метеорологическим оборудованием, позволяющим производить качественные метеорологические наблюдения и круглосуточно обеспечивать потребителей всей необходимой метеорологической информацией.

На протяжении всей истории станции, в АМСГ Игарка трудятся добросовестные, ответственные и преданные своему делу люди, профессионалы своего дела.

Сейчас штат АМСГ Игарка насчитывает 9 человек: начальник, техники-метеорологи, инженеры по эксплуатации ГМП, оборудования и систем. Прогностическое обеспечение аэродрома и районов полетов удаленно осуществляют синоптики АМЦ Абакан.

На фото (слева на право) техники-метеорологи - Сафронова Е.А., Голубничая А.В., начальник АМСГ Игарка Овчинникова Н.С., инженер по эксплуатации ГМП Баженов Д.Д., техник-метеоролог Бородина Н.О., инженер по эксплуатации ГМП Фотиев А.А., техники-метеорологи Бодагова Е.И., Абрагимова А.Д. (2024 г.)

Как и прежде работники АМСГ Игарка отдают все свои силы любимой работе, осуществляя оперативное и качественное производство наблюдений за погодными условиями, своевременно обеспечивая пользователей метеорологической информацией.

Автор статьи Овчинникова Наталья Сергеевна,
начальник АМСГ Игарка

30.08.2024

Возврат к списку