background-menu

Медиа



Северо-Енисейск. Золото северной тайги

«Люди золото ищут, чтоб его тратили.
Вечно в мире суровом бродят старатели,
Кострами небо грея»

«Песенка старателей», слова В. Шимшук

История Северо-Енисейского района неразрывно связана с историей золотодобычи на территории Енисейской губернии и берет свое начало с тридцатых годов девятнадцатого века, когда в районе велась добыча и разведка рассыпного и жильного золота. В северной тайге золото открыли в 1839 году. С этого времени началась активная разведка северных территорий. Забираясь все дальше на Север, партии золотодобытчиков находят новые золотоносные места, открываются и разрабатываются прииски, заявки новых площадей увеличиваются. Жизнь в Северной тайге закипела. Суровые земли обживались старателями, росло не только число приисков, но и число старательских семей. В 1847 году добыча золота велась на 97 приисках усилиями 22 тысяч старателей. К началу 1860 года все таежные реки, речки и ключи были испещрены заявками и отводами приисков.

Памятник старателю

А вот первые метеорологические наблюдения в Енисейском уезде в 1852 году начал осуществлять ссыльнопоселенец Максимилиан Осипович Маркс, который организовал первую метеостанцию в Енисейске. Маркс развернул обширную научно-исследовательскую деятельность. Заслуги его многогранны, интересы самые разнообразные. Он составил маршрутные карты Енисея и его притоков, позже использованные научными экспедициями по изучению водной системы Обь-Енисей; вел подготовку морской экспедиции по Енисею и Северному морскому пути в Европу; изучал состояние золотых приисков в енисейской тайге; провел промеры реки Енисей.

Аэродром с воздуха

Шли годы и десятилетия, менялись власти и судьба нашей страны, но интерес к золоту не ослабевал. Север для освоения его богатств нуждался в рабочих и стал местом ссылки для репрессированных, в числе которых много известных людей. В 1928 году образован поселок Северо-Енисейский. 1 апреля 1932 года Президиум Всероссийского Центрального исполнительного комитета принял постановление об образовании Северо-Енисейского района с центром в рабочем поселке Северо-Енисейский. Появились свои партийные и советские органы власти, милиция, суд, прокуратура, больница, банк, узел связи, словом все то, что характеризует район как самостоятельную единицу административно-территориального деления. Неизменным осталось только то, что все предприятия и учреждения района были целиком и полностью ориентированы на добычу золота. Тогда же, в 1932 году, наравне с другими важными объектами в поселке Северо-Енисейский открылась метеостанция, на которой велись только режимные метеорологические наблюдения. Как же работала метеорологическая сеть того времени? Оборудование метеостанции в то время состояло из психометрической будки, дождемера и флюгера. Наблюдения производились каждые три часа, составлялись шифрованные телеграммы и отсылались в Енисейск по радиосвязи. Велись наблюдения за ветром по водородным зондам. В эти годы метеоданные для составления синоптических карт в Бюро погоды буквально «отлавливались» с помощью радиоприемной станции, которая была оснащена довольно примитивными радиоприемниками. Кроме того, информация с наблюдательной сети поступала через центральный телеграф, передавалась по телефону в Бюро погоды, а подлинники телеграмм доставлялись нарочным.

Аэродром с воздуха 2

В середине тридцатых годов в Северо-Енисейске открыли площадку для приема самолетов. Необходимо было налаживать регулярное воздушное сообщение с районами Крайнего севера. Вот что об этих полетах писал Анатолий Владимирович Монсветов в своей статье, помещенной в книге «Крылья над тайгой», изданной Иркутским книжным издательством в 1963 году: «Интересно вспоминать, как тогда была поставлена летная служба. За два часа до вылета самолета по расписанию поступали телеграммы-сводки погоды. Не было у нас радиосвязи с землей, а также самолета с самолетом. Поэтому летчик с момента вылета и до прихода на аэродром назначения оказывался отрезанным от всего остального мира и действовал в соответствии со своим опытом уменьем и сообразительностью».

Аэродром

29 мая 1935 года красноярская авиаслужба Главного Управления Северного Морского пути (ГУСМП) была развернута в Енисейскую авиагруппу для обслуживания Севера и отдаленных районов Красноярского края. В 1936 году в Северо-Енисейске приземлился первый самолет. Сначала в район летали крошечные двухместные ПО-2, затем АН-2, ЛИ-2. В 1939-1940 годах были образованы два авиазвена самолетов ПО-2 в Северо-Енисейском и Ярцево. С развитием авиации и открытием постоянных маршрутов появилась необходимость обслуживать полеты и диспетчерскую работу. 01 ноября 1940 года метеостанция в Северо-Енисейском была переименована в авиационную метеорологическую станцию. Принадлежность - Красноярское Управление Гидрометслужбы Сибирского Военного Округа. Обязанности помимо наблюдений за погодой определены: «обслуживание полетов самолетов с Северо-Енисейского аэропорта, оформление АВ-5, АВ-4, журналов АВ-1, АВ-2, ответы на запросы». Начальником станции была назначена Можаева Зоя Александровна, имевшая гидрометеорологическое образование. Режим работы определен-круглосуточно. Место расположения - кабинет в деревянном здании Северо-Енисейского аэропорта. Вид связи- телеграф, радиостанция ГВФ. Имелся телефон, который был связан по линии только с начальником аэропорта и телеграфным отделением аэропорта через коммутатор. Регулярность почтовой связи определена как «нерегулярная с большими перерывами».

Аэропорт

В военные годы жизнь североенисейцев мало чем отличалась от жизни всех граждан СССР. Кто-то стремился попасть на фронт и сутками осаждал военкоматы, кто-то собирал для госпиталей лекарственные растения и ягоды, но главная задача для жителей района была сформулирована предельно жестко: добывать в казну страны максимально возможное количество золота. Металл требовался СССР для покупок военной техники, продовольствия, лекарств. Авиаперевозки на север в зимний период являлись единственным видом транспорта для перевозки грузов, мобилизованных красноармейцев, почты и считались делом огромной народо-хозяйственной важности и оборонного порядка. Работниками метеостанции (авиационной) в годы войны были: Можаева Зоя Александровна, Терентьева Валентина Евстигнеевна, Баранова Елена Ивановна, Склемина Александра Дмитриевна, Яргачина Лидия Ивановна. К сожалению, в архивах метеостанции не сохранилось информации о том, как жилось этим молодым женщинам, работавшим на метеорологической станции Северо-Енисейск в тот нелегкий для нашей страны период, но несомненно, что частичка их труда была в каждом грамме золота, так необходимом для нужд фронта и победы.

Аэропорт 2

В архивах музея МБУ «Музей истории золотодобычи Северо-Енисейского района есть записи следующего характера, позволяющие читателям самим сделать выводы о труде женщин в военные годы: 16.08.1941, газета «Красноярский рабочий»: «Движимые чувством беспредельной любви к своей Родине, горячим желанием помочь Красной Армии разгромить зарвавшегося врага, женщины-патриотки Северо-Енисейского района идут на производство…Домашние хозяйки поступили на работу в цеха и учреждения…».

Аэропорт 3

06.11.1942, архивные записи: «Мария Алексеевна Суровцева не вышла на работу, так как нет обуви, о чем сообщила начальнику. Он оформил дело в народный суд, который осудил Суровцеву на 4 месяца с вычетом 20% зарплаты».

1942 год, Докладная записка Северо-Енисейского райкома ВКП (б): «На предприятиях Северо-Енисейского района в первый год войны каждый четвертый работник - женщина. Муж на фронт - жена на производство».

Начались послевоенные годы, известные всем из истории как годы восстановления и постепенного развития народного хозяйства, а следовательно, и северных территорий. В 1946-1947 годах в Северо-Енисейске построено грунтовое летное поле с взлетно-посадочной полосой. Важнейшим этапом в развитии Северо-Енисейского района стало начало 50-х годов. Бурный рост промышленности, освоение природных богатств, развитие скоростной авиации потребовало расширения объемов гидрометеорологической информации, организации новых метеостанций (в основном в труднодоступных районах), внедрения принципиально новых видов наблюдений и методов работы.

Поселок

В 1967 году на аэродром Северо-Енисейск начал совершать полеты многоместный самолет ИЛ-14. В районе были открыты внутрирайонные маршруты в трех поселках: Вагаш, Вельмо, Пит-Городок. Со второй половины семидесятых начал летать АН-24, но летали эти самолеты только в зимнее время. 1976 год ознаменован для Северо-Енисейского района тем, что на предприятия золотодобычи впервые начала поступать новая горная техника импортного производства. Началось все в мае, когда для шахты «Советская» были доставлены буровая установка и пять пневматических станков глубокого бурения. А следом на Северо-Енисейский рудник прибыли шесть американских бульдозеров «Катерпиллер» D-9Н. Приблизительно тогда же начали укладывать бетон во взлетно-посадочную полосу аэропорта. Спустя два года эта работа была завершена. В поселок Северо-Енисейский круглогодично начал летать самолет Ан-24, в 1981 году его сменил реактивный Як-40. С начала 80-х до 1992 года была проведена модернизация аэродрома, появилась радиолокационная система посадки, что позволило принимать самолеты в сложных метеорологических условиях. Не стояло на месте и развитие авиационного метеорологического обеспечения полетов. Сменялись поколения, улучшалась техника наблюдений и методика составления прогнозов, неоднократно реорганизовывалась структура. Все изменения были направлены, в конечном счете, на повышение качества прогноза погодных условий применительно к авиации. Трудно представить, что для безопасной работы авиации измерения основных метеорологических характеристик (высота облаков, дальность видимости) когда-то производились «на глаз», а сбор и распространение метеорологической информации зависели от «слуха» радистов, которые использовали знаменитую азбуку Морзе.

Поселок 2

В настоящее время оперативная группа Северо-Енисейск в составе авиационного метеорологического центра Красноярск Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» - высокотехнологичный метеорологический комплекс по сбору, обработке и доведению до авиационных пользователей информации о фактическом состоянии окружающей природной среды. На аэродроме Северо-Енисейск развернута и успешно работает аэродромная метеорологическая информационно-измерительная система (АМИИС-ЯМАЛ) со специальным программным обеспечением, которая обеспечивает автоматическое измерение, сбор, обработку, распространение и отображение в режиме реального времени метеорологических параметров, влияющих на посадку и взлет (приземного ветра, видимости, дальности видимости на взлетно-посадочной полосе (ВПП), текущей погоды, высоты нижней границы облаков, температуры воздуха, температуры точки росы и атмосферного давления.

Храм

В 2022 году метеорологической станции Северо-Енисейск исполняется 90 лет. Её юбилей совпадает с юбилеем Северо-Енисейского района. От всей души поздравляем их преемников: ОГ Северо-Енисейск Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и метеорологическую станцию Северо-Енисейский ФГБУ «Среднесибирское УГМС». Огромный путь пройден, еще чуть- чуть и столетие не за горами. Сменились и меняются поколения, идет вперед технический прогресс, но главное неизменно: есть наше золото в сибирской тайге - это вы, беззаветно преданные своей профессии люди.

11.05.2022

Возврат к списку