background-menu

Медиа



90 лет АМСГ Усть-Хайрюзово

Борисенко Е.А. (заместитель директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»)
Третьякова О.В. (начальник АМСГ Усть-Хайрюзово)

В начале XX века проблемы определения территории Камчатки как самостоятельной административно-территориальной единицы в составе Российской Империи стояло особенно остро. Она была частью Приморской области. Япония и США, пользуясь труднодоступностью этих мест и малочисленностью российских административно-полицейских и военно-морских органов, осуществляли в своих интересах эксплуатацию ресурсов этой территории. Чтобы покончить с этим Советская власть, объявившая в начале ХХ века Дальний Восток и Камчатку приоритетной зоной хозяйственного развития для создания новых опорных баз индустриализации и вложившая в это развитие только в 1928-1936 годах 7,5 млрд рублей, решила дислоцировать на приграничных территориях страны морскую авиацию. В ноябре 1933 года на Камчатку прибыло 11 самолетов из Владивостока. Так Камчатка впервые получила свою собственную авиацию. Но прибыли только военные самолеты, а населению хотелось иметь еще и гражданский флот.

В августе 1929 года стартовал перелет Москва – Нью-Йорк на гидросамолете АНТ-4, маршрут которого проходил через Камчатку и Аляску. Основной агитационной целью являлся показ успехов советской авиационной техники, а также испытание мастерства пилотов страны Советов. В начале 1930 года трест Трансавиация Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) СССР организовала Охотско-Камчатскую экспедицию по изысканию мест для сооружения аэропортов и аэродромов ГВФ на территории Камчатки. И уже в конце 1930 года на западном побережье полуострова Камчатка, на берегу Охотского моря на песчаной косе в устье реки Хайрюзово, появился новый населённый пункт и Хайрюзовский аэропорт.

1 апреля 1932 года для метеорологического обеспечения полетов войск погранотряда НКВД была организована метеорологическая станция Усть-Хайрюзово, входившая в состав Владивостокской метеорологической обсерватории. Первым заведующим станцией был Гутников Василий Петрович.

Оснащение метеостанции позволяло аэропорту принимать первые самолеты. Одной из первых дат, отмеченной в истории авиации в Усть-Хайрюзово, является прибытие 7 октября 1933 года гидроплана «Савойя-55» под управлением А.С. Демченко, следовавшего по маршруту Владивосток – Николаевск-на-Амуре – Аян – Петропавловск и обратно. Маршрут впоследствии получил наименование Охотско-Камчатской воздушной линии.

С января 1936 года было введено производство 4-х срочных наблюдений в метеорологические сроки в 01, 07, 13 и 19 часов по местному времени. Позднее к этим четырем срокам на метеостанции Усть-Хайрюзово добавились ежечасные наблюдения за погодой в светлое время суток для ГВФ и НКВД.

1 ноября 1936 года был создан первый отдельный Камчатский авиаотряд ГВФ с целью организации пассажирских и транспортных перевозок на территории Камчатской области и уже 21 декабря 1936 года пароходом «ИЛЬИЧ» в Петропавловский морской порт прибыла первая группа авиаторов. Следом пароходом «Шатурстрой» пришли разобранные самолеты Л-2546. Эту дату принято считать днем рождения камчатской авиации.

В 1937 году на Камчатке стартовали регулярные пассажирские перевозки на самолете У-2 (По-2), который едва развивал скорость до 120 км/ч. В этом же году камчатские авиаторы открывают воздушные трассы через перевалы гор на рыбокомбинаты западного побережья и «аэродромы» там, где, казалось бы, ни в коем случае нельзя сесть.

Коренные изменения в авиации Камчатки произошли в 1938 году, когда были проложены авиамаршруты из Петропавловска на Усть-Хайрюзово, Мильково, Эссо, Тигиль, Палану, Оссору, Тиличики и Анадырь. Необходимость воздушного сообщения диктовалась отдаленностью и труднопроходимостью большей части территории Камчатки. В 1938 году для решения проблем, связанных с передачей метеосводок, а также своевременной отправкой телеграмм о наступлении опасного явления, через радиостанцию ГВФ была организована ежечасная подача телеграмм авиапогоды во время навигации с нескольких метеостанций, в том числе и с метеостанции Усть-Хайрюзово.

До 1941 года метеостанция располагалось в двух небольших комнатах в здании, принадлежащем управлению ГВФ (в 30-е годы здание занимал штаб НКВД). В первые годы существования метеостанции сотрудники неоднократно сталкивались недоброжелательным отношением со стороны военных, а также с многочисленными попытками выселить их не только из занимаемых комнат, но и с территории аэропорта.

Негативное отношение командования штаба было обусловлено непониманием значимости для авиации работы, которую вела метеостанция. Чтобы улучшить отношения между службами, персонал станции проводил встречи и собрания, где рассказывалось о многих аспектах метеонаблюдений, которые имели ключевое значение для безопасности и регулярности полетов. В результате в феврале 1941 года для метеостанции было выделено отдельное служебное помещение, удобное для проведения метеонаблюдений.

В августе 1941 года вся гидрометеорологическая служба страны была включена в состав Вооруженных сил СССР и передана в Наркомат обороны. Перед работниками гидрометслужбы встали серьезные задачи военного времени: предстояло осуществлять гидрометеобеспечение воинских частей и отраслей народного хозяйства, работающих на нужды фронта. Таким образом, в начале 40-х годов метеостанция Усть-Хайрюзово, помимо метеорологических наблюдений, начала дополнительно производить ледовые, прибрежные морские гидрологические наблюдения, наблюдения за снеговым покровом, над поверхностью почвы и температурой воды, шаропилотные наблюдения для нужд армии и флота СССР. Помимо того, как расширялась программа наблюдений на метеостанции, увеличивался штат, численность персонала доходила до 6 человек.

В 1956 году в Усть-Хайрюзово открылся новый аэропорт. В конце 50-х годов АМСГ Усть-Хайрюзово обслуживала регулярные рейсы легких самолетов, основным из которых был маршрут Петропавловск–Камчатский – Усть-Хайрюзово – Тигиль – Палана и обратно. Самолеты осуществляли доставку почты, перевозку пассажиров и наиболее ценных легких грузов.

К середине 60-х годов на Камчатке выполнялось множество специализированных рейсов, куда входили полеты для выполнения санитарных заданий, разведки запасов рыбы, полеты по изысканиям ученых Камчатского отделения Тихоокеанского научно исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КоТИНРО), геологов, вулканологов, обслуживанию пастушеских оленеводческих бригад и пр. Метеостанция Усть-Хайрюзово в эти годы принимала непосредственное участие в метеообеспечении этих полетов.

Фото 1. Самолет Ли-2

АМСГ Усть-Хайрюзово за первые 50 лет своего существования несколько раз меняла свое местоположение, что влекло за собой перенос всех приборов и установок. В декабре 1966 года после сильного прилива воды затопило половину метеоплощадки, аккумуляторы для освещения флюгеров, будок, было нарушено освещение, вода заливала крыльцо служебного помещения, аккумуляторную. В апреле 1967 года станция перенесена в поселок Усть-Хайрюзово на значительное удаление от береговой черты Охотского моря, а служебное помещение перенесено в новое здание. В октябре 1973 года станция переведена на второй этаж нового здания аэропорта. В августе 1985 года метеоплощадка вновь перенесена на северо-восток на расстоянии 260 м от побережья.

Фото 2. Здание аэропорта. 1973 год

В 1969 году метеостанции Усть-Хайрюзово был присвоен 3 разряд, она стала прогностической станцией, однако уже в феврале 1980 года синоптическую группу перевели на АМСГ Тигиль и АМСГ Усть-Хайрюзово был присвоен 4 разряд.

В феврале 1982 года АМСГ Усть-Хайрюзово было присвоено звание «Коллектив Коммунистического труда».

Фото 3. Празднование нового года коллектива АМСГ Усть-Хайрюзово с диспетчерами. 1979 год

В 2009 году АМСГ Усть-Хайрюзово была передана из Камчатского УГМС в состав Камчатского филиала АНО «Метеоагентство Росгидромета», а с апреля 2011 года и по настоящее время это Камчатский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

За это время АМСГ Усть-Хайрюзово было оснащено всем необходимым оборудованием для производства метеонаблюдений, приема и передачи информации, необходимой для работы оргтехникой.

В июне 2019 года для осуществления предполетной метеорологической подготовки экипажей ВС на рабочем месте техника-метеоролога АМСГ Усть-Хайрюзово был установлен доступ к веб-сервису МетАвиаБрифинг.

В сентябре 2019 года введена в эксплуатацию поворотная камера видеонаблюдения, смонтирована на фасаде служебно-пассажирского здания аэропорта для помощи в производстве метеонаблюдений.

В 2019 году на АМСГ Усть-Хайрюзово внедрен WEB-интерфейс ПАК «UniMAS» и программа форматно-логического контроля для выявления и своевременного устранения ошибок в сводках METAR и SPECI.

В настоящее время технические возможности аэродрома Усть-Хайрюзово позволяют принимать все основные типы воздушных судов, представленные в парке Камчатского авиационного предприятия (Ан-28, Ан-26, Л-410, Як-40, Ми-8). Количество вылетов в среднем составляет 155 самолетовылетов в год.

Фото 4. Здание аэропорта 2021 год

Фото 5. Самолет Л-410

Много лет начальником АМСГ Усть-Хайрюзово была А.О. Ермакова, проработавшая на станции с 1979 года и ушедшая на пенсию в 2016 году.

В настоящее время начальником АМСГ Усть-Хайрюзово является Третьякова Оксана Викторовна. Она пришла на станцию Усть-Хайрюзово учеником техника-синоптика 1 апреля 2004 года. С 30 ноября 2016 года переведена на должность начальника АМСГ Усть-Хайрюзово.

Фото 6. Начальник АМСГ Усть-Хайрюзово – Третьякова Оксана Викторовна

Кроме начальника входят в состав АМСГ два техника-метеоролога: Е.В. Мацейко и Е.А. Швыгаренко.

Мацейко Елена Валерьевна принята 1 февраля 2001 года учеником техника-синоптика, переведена на должность техника-метеоролога, 21 год в профессии «метеоролог». Является грамотным и ответственным специалистом, помогает вновь пришедшим ученикам освоить профессию метеоролога. Это человек, на которого всегда можно положиться, которому можно доверить любую работу и точно знать, что все будет выполнено в срок и без замечаний.

Фото 7. Техник-метеоролог 1 категории – Мацейко Елена Валерьевна

Швыгаренко Елена Александровна пришла на станцию 1 июня 2021 года, а с 6 октября приступила к самостоятельной работе. Несмотря на небольшой период работы на АМСГ, проявила себя как старательный, готовый к обучению и получению новых знаний человек. Работает с интересом, полной отдачей и ответственностью. Елена не раз показала готовность и умение работать при любых погодных условиях, с точностью определяет все метеорологические характеристики, своевременно, а главное, правильно, выполняет все необходимые действия, согласно ФАП-60, ИМО на аэродроме Усть-Хайрюзово и другим инструктивным материалам, и нормативным документам.

Фото 8. Техник-метеоролог – Швыгаренко Елена Александровна

В честь 90-летнего юбилея всем работникам АМСГ Усть-Хайрюзово объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.

Фото 9. Коллектив АМСГ Усть-Хайрюзово. 2021 год

12.05.2022

Возврат к списку