background-menu

Медиа



Юбилей 50 лет АМСГ Белоярский

Харитонова Марина Геннадьевна – Начальник АМСГ Белоярский

Белоярский – город на севере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на реке Казым, основанный в 70-е года 20-го столетия в период активного освоения нефтегазовых месторождений Крайнего Севера.

С высоты птичьего полета Белоярский кажется крохотной белой жемчужиной, затерявшейся в изумрудном море лесов, среди которых повсюду, куда ни кинешь взор, видны прозрачные глаза озер и темно-синие серпантины речек. В свое время место, где расположен город Белоярский, было пустынным, но очень удобным для причаливания судов берегом реки Казым, а вокруг рос лес, полный грибов и ягод.

Фото 1. Город Белоярский

В июле 1969 года на берег реки Казым, который местные жители назвали Хув Сангхум, в переводе с хантыйского «Длинный Яр», высадился первый десант строителей, которые уже через два года построили и ввели в действие первую компрессорную станцию для дальнейшей прокладки трубопровода, который соединял месторождения Ямала с центральными районами страны. С развитием топливно-энергетического комплекса: строительства газопровода, компрессорной станции, Казымского линейного производственного управления (ЛПУ), обеспечивающего перекачку «голубого топлива», появилась острая необходимость расширения воздушных ворот Белого Яра.

В начале 70-х годов двадцатого столетия и сейчас город Белоярский не имеет железнодорожного и круглогодичного автомобильного сообщения через р. Обь в районе Приобье – Андра. Именно поэтому аэропорт города Белоярский остается важнейшим объектом жизнеобеспечения.

Интенсивность полетов и потребность в авиационном сообщении возрастала с каждым годом, что требовало капитальной реконструкции аэропорта, в частности строительства полосы и ее оснащения радионавигационным оборудованием и создание регулярных метеорологических наблюдений за условиями погоды для обеспечения безопасности полетов. Метеорологическая служба к тому времени продолжала расти и расширяться.

17 октября 1974 года был образован авиаметеорологический пост (АМП) Белый Яр (в настоящее время город Белоярский), в штат которого входили 4 техника-метеоролога: Л.А.Лозовая, Л.Л.Алимова, Г.Н.Овсянникова, Т.В.Сафиханова. С октября 1974 года началось неполное метеорологическое обеспечение аэропорта. С 21 декабря 1974 года после установки барометра начались полные метеорологические наблюдения за условиями погоды. Метеорологические наблюдения проводились в соответствии, с требованиями НМО ГА-66г., затем НМО ГА-73г., Наставлением гидрометеорологическим станциям и постам. Метеорологические наблюдения осуществлялись визуально и по приборам только с одним курсом МК 162˚.

Авиационное хозяйство росло. В числе первых объектов жизнеобеспечения, построенных в молодом поселке, стали вертолетные площадки и простейшая грунтовая взлетно-посадочная полоса для самолетов АН-2 длинною всего 550м. И летом, и зимой летали только вертолеты и АН-2. Начиналось все с обыкновенного вагончика, где размещалось и руководство, и дежурный, и кассир – причем все в одном лице! В дальнейшем было построено первое здание аэропорта и гаражное сооружение.

В Белом Яру, процесс становления аэропорта продолжался. С зимы 1974 года при установлении плотного снежного покрова, начали раскатывать полосу для приёма больших грузовых самолетов: АН-12, АН-24 и АН-26. Пассажиры тогда летали из Белого Яра на маленьком АН-2 до Березово, а далее на АН-24 или ЯК-40 перелетали до Тюмени. Самолетами поставляли все, что было нужно для развития нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечения жителей посёлка.

В настоящее время аэропорт принимает большие воздушные судна: ЯК-42, CRJ, ATR-72. B-735, Ан-24, RRJ-100. Длина ВПП составляет 2142 м. Метеонаблюдения организованы с помощью современных приборов и оборудования, подключенных к станции АМИС-РФ (Аэродромной метеорологической информационно-измерительной системы) датчики которой установлены в соответствии с требованиями НГЭА-92 и требованиями ФАП-60, при этом обязательно обеспечивается автоматическая регистрация показаний и архивация показаний по рабочим приборам. За работу и эксплуатацию приборов и оборудования отвечают инженера по эксплуатации гидрометеорологического оборудования приборов и систем Д.А.Гарусов и М.Н.Рахматулин.

В отличие от далеких семидесятых, сейчас рабочее место техника-метеоролога расположено в здание аэропорта, в уютном кабинете. Сейчас и представить сложно, что начиналось все с железных вагончиков!

За пятьдесят лет станция прожила полноценную жизнь с карьерным ростом и падением. От АМП в АМСГ 4 разряда, далее – АМСГ 3 разряда, потом 2 разряда со своей синоптической группой, которая обеспечивала прогнозами погоды не только авиацию, но и народное хозяйство. Время шло, технические возможности усовершенствовались, но наступило время оптимизаций, укрупнения метеорологических центров и наше АМСГ попало под процесс реорганизации, теперь наше АМСГ выполняет объем работы АМСГ 4 разряда.

За этот промежуток времени поменялось несколько поколений сотрудников, которые уходя на заслуженный отдых, делились своим опытом и знаниями с молодыми специалистами. С момента открытия станции здесь трудились: Г.Н.Овсянникова, Л.М.Лазовая, Т.В.Сафиханова, Н.В.Рушинг, О.С.Горщар, Н. В.Точенова, которая много лет руководила коллективом станции. Благодаря ей была организована прогностическая работа АМСГ. Она внесла большой вклад в техническое оснащение производства наблюдений, перехода от визуальных наблюдений к автоматизированным.

На страже погоды более 30 лет трудились техники-метеорологи К. П. Бражник, Г.М.Макарова, Е. А.Скурихина, передавая свой опыт и знания молодым специалистам: Г.И.Дюсеновой, Г.А.Зинченко, А.М.Павленко, В.П.Ильницкой (Деркач), Ю.В.Елецкой. Прогностической деятельностью более 30 лет занимались синоптики: Т. П. Васильева, Н.А.Кабулова, Л.А.Трунова, более 20 лет М.Ю.Бирюкова.

Штат станции продолжает обновляться. В 2011 году на АМСГ с Ямало-Ненецкого автономного округа перевелась опытный синоптик со стажем работы в условиях Крайнего Севера более 30 лет – Ольга Николаевна Иванова. Она начала работать синоптиком 1 категории, затем добросовестно трудилась на благо станции в течение 13 лет в должности начальника. Сейчас Ольга Николаевна, имея общий стаж работы в системе Росгидромета 43 года, продолжает преданно трудиться техником-метеорологом 1 категории. Свой опыт и навыки работы О. Н. Иванова передала Марине Геннадьевне Харитоновой, которая в данный момент является начальником АМСГ Белоярский.

В настоящее время на станции продолжается обучение молодых перспективных специалистов, которым предстоит работать в период развития техники, модернизации приборов и оборудования. В марте 2024 года Белоярский район вошел в состав Арктической зоны. Новый статус района позволит создать благоприятные условия для привлечения новых авиакомпаний для выполнения производственных и пассажирских рейсов, в связи с чем, должна увеличиться интенсивность полетов. Мы надеемся на дальнейшее развитие авиации в нашей зоне и процветание нашей службы.

Фото 2. Синоптик 1 категории Кабулова Наталья Александровна консультирует экипаж воздушного судна перед вылетом

Фото 3. Начальник АМСГ Белоярский Харитонова Марина Геннадьевна

Фото 4. Синоптик 1 категории Трунова Лариса Александровна

Фото 5. Коллектив техников-метеорологов, 2016 год

Фото 6. Коллектив АМСГ Белоярский, 2016 год

Фото 7. Техник-метеоролог Алексеенко Валерия Ильинична, 2023 год

Фото 8. Техник-метеоролог 1 категории Бражник Клавдия Прокопьевна

Фото 9. Начальник АМСГ Белоярский 2011-2023 гг. Иванова Ольга Николаевна

15.10.2024

Возврат к списку