background-menu

Медиа



Юбилей 65 лет АМЦ Самара

АМЦ Самара - 65 лет!

История АМЦ Самара началась с организации 20 декабря 1959 года АМСГ Куйбышев на аэродроме Курумоч. Строительство аэропорта Курумоч было начато еще в конце 1950-х годов, к 1960 году аэропорт был достроен и допущен к тренировочным полетам на самолетах ИЛ-18 и Ан-10. Регулярные пассажирские перевозки открыты 15 мая 1961года рейсом Самара-Минеральные Воды на самолете Ан-10.

Фото 1. Лукьянов Николай Васильевич- начальник АМЦ Куйбышев 1959-1980гг

Организатором и начальником АМСГ с 1959 г. по 1980 г. был Николай Васильевич Лукьянов. Первый штат АМСГ состоял из 25 человек. При организации АМСГ метеоплощадка была оборудована флюгерами и психрометрической будкой, в помещении АМСГ из приборов были только барометр и барограф, высота облаков измерялась с помощью шара-пилота и прожектора, видимость определялась визуально по ориентирам. Наблюдателей вывозили на ближние привода и старты на всех видах транспорта. С момента организации, аппаратная связи оснащалась телетайпными аппаратами, с 1960 года началось внедрение фототелеграфной аппаратуры, которая дала возможность получать факсимильные карты погоды в необходимом количестве и отменить наноску от руки.

Фото 2. Аэропорт Курумоч 1960-е годы

Для удовлетворения возрастающих требований авиации к метеообеспечению полетов с 1965 года организованы пункты наблюдений на стартах и в районе ближних приводов, которые оснащены всеми необходимыми приборами (часть из них дистанционные) и средствами связи (телетайп, телефон, ГГС). Погода записывается на магнитофон для непрерывного УКВ-вещания. С 1965 г. по 1975 г. на АМСГ появились приборы для инструментальных наблюдений: за ветром (М-46, М-49, М-63-М), за высотой облаков (ИВО, приставка ДВ-1), за горизонтальной видимостью (РДВ). В 1973 году, на аэродроме был установлен метеорологический радиолокатор (МРЛ-1) с выносным экраном в помещение АМСГ.

Фото 3. Группа МРЛ-1

В целях повышения оправдываемости авиационных прогнозов погоды в течение 1960-76 годов специалистами АМСГ выполнен ряд работ по уточнению расчетных методов для АМСГ Куйбышев (расчет местных поправок), изучению влияния местных физико-географических особенностей аэродрома на возникновение опасных для авиации явлений погоды.

В октябре 1977 г. на базе АМСГ Куйбышев был образован авиаметеорологический центр (АМЦ). Помимо метеорологического обеспечения полетов было организовано оперативно-методическое руководство сетью АМСГ Приволжского УГМС. Штатная численность АМЦ Куйбышев доходила до 70 человек. Это был дружный коллектив единомышленников, которые любили свою работу и посвятили ей всю жизнь, их стаж работы составлял 40 лет и более.

С 1977 г. по 1984 г. в АМЦ Куйбышев установили автоматизированные метеорологические системы: АМИС КРАМС и КРАМС-М, датчики которых автономно использовались в оперативной работе. В 1982 году установлен датчик ветра М-63М-1 на высоте 42 метра над порогом ВПП для измерения скорости и направления ветра и определения сдвига ветра в приземном слое. В 1987 г. на аэродроме был установлен метеорологический радиолокатор МРЛ-5. В феврале 1990 г. введены в эксплуатацию станции АМИС КРАМС-4 на 2-х ИВПП.

В 1989 г. общим собранием коллектива начальником АМЦ Куйбышев единогласно выбрана Антонова Галина Михайловна, которая на протяжении 11 лет руководила коллективом АМЦ в непростое время перестройки. Именно под ее руководством проходил переход на хоздоговорные отношения с Международным аэропортом «Курумоч», с авиакомпанией «Самара», с РГП «Волгоаэронавигация».

Фото 4. Ветераны АМЦ Самара(фото 2009г) Стоят слева направо: Ивченко К.А.- радиоператор, Никитина Н.М. –радиооператор, Екимова В.А.-радиооператор, Землянский А.И.- инженер по приборам, Баландина М.М.- синоптик, Козлова Т.А.-техник-метеоролог, Приданникова Э.Г.- синоптик, Ламзина Е.А.- техник-метеоролог, Рачкова А.Г.-начальник АМЦ 1980-1984гг, Сидят слева направо Пахомова Т.Н.- начальник АМЦ 2001-2010г, Прокопова Г.А.- техник-метеоролог, Гундорова Е.И.- синоптик, Сиротина Г.И.-синоптик, Лаушкина Л.С.- ведущий синоптик 2001-2008г, Антонова Г.М.- начальник 1989г-2000г, Бирюкова Л.С.- синоптик .

Галина Михайловна всю свою жизнь посвятила метеослужбе, отработав в авиаметеоцентре с 1963 года до ухода на пенсию в 2000 году. Антонова Г.М. оставила весомый вклад в истории АМЦ, неоднократно награждалась руководством Авиаотряда, руководством Госкомгидромета СССР и Росгидромета. В 1995 году приказом Росгидромета Галина Михайловна была награждена нагрудным знаком «Почетный работник гидрометеослужбы России». В 2000 году за добросовестный труд, значительный вклад в организацию работы по метеорологическому обеспечению полетов в Международном аэропорту «Курумоч» Галине Михайловне объявлена Благодарность губернатора Самарской области.

В 1991 году АМЦ Куйбышев, в связи с переименованием города Куйбышев в город Самара, был также переименован в АМЦ Самара.

Фото 5. Группа Узла связи АМЦ 1999г Слева направо: Цой В.А, Самсонова И.В. Миронов В.Е.-начальник Узла связи, Резник С.Г., Миронова Р.А., Екимова В.А.. Ивченко К.А., Миронова В.П, Самойлова О.С

В это непростое время, когда гидрометслужба держалась в основном на патриотизме, произошел технический прорыв, и на смену устаревшим телетайпам, факсимильным аппаратам пришло оборудование нового поколения – ПЭВМ. Одновременно начинается и смена поколений специалистов, приходят молодые специалисты. В 1995 году на должность начальника узла связи АМЦ Самара принят Миронов Владимир Евгеньевич, выпускник Харьковского высшего военного училища радиоэлектроники, который продолжает трудиться и в настоящее время. При его непосредственном участии была проведена компьютеризация всех рабочих мест, модернизация системы передачи данных.

Фото 6. Связь и оборудование в надежных руках. Миронов В.Е. –ведущий инженер специальной связи, Титов Г.В.- инженер по приборам, инженер-электроник 1 категории.

В 2001 году введена в работу система ПАК «UniMas», комплекс «ГисМетео». В 2007 году аналоговый канал передачи данных был заменен на цифровой, что обеспечило более устойчивую работу и дало возможность получать гораздо больший объём информации. В 2017 году на базе узла связи АМЦ создан узел связи Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Миронов В.Е. за многолетний и добросовестный труд неоднократно награждался грамотами Росгидромета, в 2019 году награжден нагрудным знаком «Почетный работник гидрометеослужбы России».

Фото 7. Коллектив АМЦ Самара 2001г

В 2002-2003 годы в АМЦ Самара возникла потребность в техническом переоснащении, МРЛ-5 вышел из строя, требовалось обновить ПО АМИС КРАМС, денег в Приволжском УГМС на модернизацию АМЦ Самара не было, и в руководстве международного аэропорта Самара (Курумоч) подняли вопрос о передаче АМЦ в состав аэропорта. Чтобы сохранить АМЦ Самара в составе Росгидромета, было принято решение о передаче его в состав АНО «Приволжское Метеоагентство» с 01.02.2004 года.

Фото 8. Инженер по приборам Солопов В.Н. на ОПН, оборудование КРАМС-4

В 2004 году, с переходом в Метеоагентство, началось техническое переоснащение АМЦ Самара: установлены приборы для измерения горизонтальной видимости (ФИ-3), высоты облаков (ДВО-2), приборы для измерения скорости и направления ветра фирмы VAISALA, проведена модернизация КРАМС–4, отремонтирован метеолокатор МРЛ-5 и введена в работу АМРК «Метеоячейка».

Фото 9. Группа МРЛ-5 Слева направо: Заносов В.С. начальник МРЛ-5; техники по радиолокации: Куликова Е.П., Гайнаш Т.В. Архандеева Н.В.; Шатилова С.В –инженер-радиометеоролог; техники по радиолокации Борисова Е.И., Юдина С.Г.

С декабря 2005 года на АМЦ Самара для предполетной метеорологической подготовки экипажей воздушных судов осуществляется информационно-консультативное обслуживание по типу «Брифинг».

Фото 10. Группа метеорологических наблюдений 2008г Слева направо: Б Куликова Е.П., Филатова Т.П., Малахова, С.В.Банковская Л.В., Ротачкова В.Д., Тараборова Е.А., Павленко Н.А., Конарева О.П., Кочкожарова С.И

Фото 11. Синоптик 1 категории Овтина Т.Л. 2007г

Фото 12. Группа метеорологических прогнозов 2008 год. Слева направо: Ковалева Т.Ю., Солдатенкова Н.А.- начальник АМЦ 2010-2020г, Ракитина А.И., Никулина Н.Ф.- ведущий синоптик АМЦ 2010-2018г, Архандеева Н.В., Илюшина А.В.- ведущий синоптик АМЦ с 2020г , Овтина Т.Л., Пепеляева М.Н.

С ноября 2013 г. АМЦ Самара выполняет функции ОМС в границах ответственности укрупненного РЦ ЕС ОрВД Самара. С марта 2016 года консультация заступающей смены диспетчеров «Аэронавигация Центральной Волги» проводится удаленно.

Фото 13. ОПН, техник-метеоролог Коржева Т.О.

В период с 2013 по 2018 годы, уже в составе Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», в АМЦ Самара было проведено полное техническое перевооружение. Модернизирована станция АМИС «КРАМС-4» с частичной заменой и установкой датчиков для измерения параметров погоды с учетом 2-х взлетно-посадочных полос; установлены системы интеграции АИС «МетеоСервер» с комплексом средств автоматизации управления воздушным движением; установлены станция «МАРС» и абонентское место ДМРЛ-С, системы прогнозирования «ГИС-Метео» и «МетеоЭксперт», АИС «Климат».

Фото 14. Передаем опыт молодым специалистам Слева направо: Соколова Елена- синоптик, молодой специалист. Синоптики 1 категории Ковалева Т.Ю., Гамалей Г.В.

В настоящее время коллектив АМЦ состоит из опытных и молодых специалистов, средний возраст работников 46 лет. Опытные специалисты передают молодым свои знания, традиции взаимовыручки, ответственного подхода в нашей очень интересной профессии. Штатная численность АМЦ Самара составляет 32 человека. Руководит коллективом АМЦ Ермолаева Наталья Владимировна.

Фото 15. Международный аэропорт Самара(Курумоч) 2018г

Сегодня АМЦ Самара обеспечивает метеорологической информацией международный аэропорт Самара (Курумоч) - один из крупнейших аэропортов гражданской авиации России, осуществляет прогнозирование по аэродрому экспериментальной авиации Самара (Безымянка), составляет прогнозы GAMET по зоне ответственности Самарского МДП, выполняет функции ОМС в границах ответственности укрупнённого РЦ ЕС ОрВД, предоставляет информационно–консультативное обслуживание для экипажей вылетающих воздушных судов, осуществляет методическое руководство АМСГ Приволжского филиала.

Фото 16. Слева направо; Барышев А.А.-синоптик 2 категории, Горбатова Л.В.-техник-метеоролг 1категории, Самсонова И.В.-техник-метеоролог 2 категории, Зенцова А.А. техник-метеоролог 2 категории, Гамалей Г.В.- синоптик 1 категории, Борисова Е.И.- техник-метеоролог 2 категории, Ковалева Т.Ю.-синоптик 1 категории, Регетов А.А.- инженер по приборам, Ивченко Т.В.- синоптик 1 категории

Фото 17. Слева направо: Аношина З.Р.-синоптик 1 категории, Титов Г.В.-инженер по приборам, Тараборова Е.А.-техник-метеоролог, Илюшина А.В.-ведущий синоптик, Архандеева Н.В.-синоптик 1 категории, Кочкожарова С.И.-техник-метеоролог 1 категории, Коржева Т.О. техник-метеоролог 2 категории, Ермолаева Н.В.-начальник АМЦ, Мясникова Д.С.-синоптик

Фото 18. Техническая учеба: подготовка к ОЗП 2024-2025гг

Хочется пожелать работникам хорошей погоды, мирного неба, точных прогнозов, здоровья, благополучия, успехов и процветания.

Солдатенкова Наталья Анатольевна, ведущий специалист Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

19.12.2024

Возврат к списку