Юбилей 90 лет АМСГ Саратов
В 1933 году список гидрометеорологических станций, входящих во Всемирную метеорологическую организацию, пополнился авиаметеостанцией города Саратова. Это означало, что наша авиаметеостанция стала проводить наблюдения за погодой, результаты которых стали использоваться для международного обмена, являясь корреспондентом ВМО.
1 октября 1935 года в г. Саратове была открыта метеостанция, которая распоряжением ГУГМС СССР с 1 января 1936 года начала регулярное метеорологическое обслуживание местного аэропорта. С самого основания станция располагалась в деревянном доме с двумя комнатами и метеоплощадкой размером 12,5 х 10,6. На метеоплощадке были установлены следующие приборы: психометрическая будка, будка для самописцев, дождемер, нефоскоп, флюгер, напочвенный термометр.
На образовавшейся метеостанции наблюдения проводились каждые два часа для передачи погоды в адрес метеоцентров и обслуживания самолетов, проводились наблюдения в основные метеорологические сроки для международного обмена; велось регулярное самолетное зондирование верхних слоев атмосферы на самолете “У-2”; дважды в день проводились шаропилотные наблюдения. В том же 1936 году началось синоптическое обслуживание авиации. Карты погоды составлялись по данным передач из Москвы, Куйбышева и Тбилиси. Синоптические карты погоды составлялись за сроки 07 и 19 часов. Кольцевые карты погоды составлялись в сроки: 04, 06, 10, 12 и 14 часов. Приземные карты наносились тушью техниками-наносителями. Карты барической типографии не составлялись. Аэрологические диаграммы составлялись нерегулярно. Все техники хорошо знали азбуку Морзе. Радиооператорам азбуку Морзе знать было необходимо, так как именно с ее помощью шла передача большинства радиограмм о погоде. В 1936г. девчонками пришли работать на метеостанцию Перепелкина П.И., Тимофеева В.Г., Хохлова.
В 1941 году на авиаметеостанции г. Саратов работало 22 человека: начальник Каргальская И.Н. (высшее образование стаж работы 7 лет), 5 синоптиков, 10 техников-наблюдателей (из них 4 человека были заняты непосредственно наноской карт погоды) и 6 радистов. В том же 1941 году авиаметеостанция была привлечена к обслуживанию народного хозяйства; обслуживались гидрометеорологические пункты Рязанской и Уральской железной дороги.
В 1943 году авиаметеостанции Саратова было дано название «Авиаметеостанция 1 разряда». Именно в это время на станцию пришли работать Маляренко Н.И., Арсентьева А.П., Кавеза М.А., Лысункина В.В. Едва отгремели последние залпы, в радиоаппаратную АМСГ пришли трудиться участницы прошедшей Великой Отечественной войны: Карелина Л.П. и Кленова Н.С.
Время было трудное. Голодное, холодное. Не хватало средств на оснащение станции. Зарплата маленькая. Но трудности не пугали, в то время ещё совсем молодых девчонок. Это были энтузиасты своего времени. Все они проработали на станции 38-40 лет четко и своевременно выполняя свои обязанности, параллельно обучая премудростям метеорологического обслуживания авиации вновь поступающих на работу сотрудников.
В послевоенные годы нужно было восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Финансирование гидрометеослужбы федеральным бюджетом было недостаточным для приобретения нового оборудования. Но тем не менее аэропорт с АМСГ продолжали работать. Появились легкомоторные самолёты «ПО-2» и «ЛИ-2» выполняя нужные стране полёты. Станцию возглавлял Климов Александр Иванович.
В 1954 году на станцию пришла работать рядов синоптиком Калинина В.А., которая вскоре стала старшим синоптиком, а с 1973г. по 1984г. работала начальником станции, сменив на этом посту Климова А.И. Требовательная к себе, дисциплинированная Вера Архиповна много сделала для развития АМСГ, сплотив вокруг себя грамотных, ответственных специалистов: Черемных Н.Г., Тюренкова Н.М., Горина В.В., Лаптева В.А., Иванова Т.В., Коробова Н.Н., Новикова В.В., способных щедро передавать свой опыт молодым специалистам.
Шли годы, менялись оборудование, люди. Только метеоплощадка переносилась трижды. Изгородь была сделана из металлической сетки. Рядом с метеоплощадкой был оборудован шаропилотный пункт. За облачностью сначала наблюдали по установленному вне площадки прибору «Прожектор», а с 1962 года по прибору «Облако». Тогда же была установлена мачта флюгера высотой 12м, установили гололедный станок.
В 1970 году было построено здание ДПСП. В этом здании были выделены две комнаты для метеонаблюдателей и метеоплощадка была перенесена ближе к этому зданию. Наблюдать за метеоэлементами стало намного проще, так как показания приборов были введены непосредственно в комнату техников-наблюдателей. Карты в радиоаппаратной принимают на факсимильной аппаратуре.
Но семидесятые годы характеризуются сменой поколения. Первые сотрудники станции незаметно приблизились к пенсионному возрасту, стали постепенно выходить на пенсию. Интенсивность полётов резко возросла. Самолёты ЯК-40, АН-24, АН-2 с вертолётами МИ-2 и МИ-4 стали летать во все концы необъятной Родины и по территории Саратовской области. Потребовались новые специалисты. И именно в это время на станцию приходят синоптики: Иванова Татьяна Васильевна, Никанорова Наталья Борисовна, Васильева Юлия Николаевна, Кобзева Татьяна Николаевна, Болтухина Галина Фёдоровна, Чёкарева Анна Константиновна, Овчинникова Ольга Андреевна, Суворова Наталья Фёдоровна, Грязнова Наталья Николаевна и на рубеже 80-х Чендева Наталия Борисовна.
К наблюдателям в это же время пришли работать: после окончания Ташкентского техникума - Новикова Вера Владимировна, Воропаева Ольга Павловна, Коробова Нина Николаевна, Свищёва Наталья Васильевна.
У радистов тоже было пополнение новыми кадрами: пришли новые неравнодушные и очень ответственные в работе Милёшина Татьяна Фёдоровна, Евстигнеева Галина Александровна, Климова Татьяна Геннадьевна, Савушкина Вера, Кулёмина Татьяна Александровна.
В 1978 году, молодым специалистом, по окончании ЛГМИ приехал на станцию работать инженер по приборам Суворов В.В. Много лет он бессменно поддерживал приборное хозяйство в рабочем состоянии.
Фото 11. Заместитель начальника и инженер-приборист Суворов В.В., начальник Кулешова О.М., техники метеорологи Коробова Н.Н. и Межуева Т.А.
Происходит централизованное техническое переоснащение АМСГ более современным оборудованием. Для просмотра сводок погоды на аэродроме диспетчеру достаточно было просмотреть компьютерный формирователь речевых сообщений АТИС и на БИ от АИУ. Благодаря передающему устройству «МИТРА» и «ГИСМетео» стало возможным получать синоптические карты погоды в обработанном виде спустя всего сорок минут после наблюдения, а по авиатексту фактическую погоду и прогноз любого аэродрома.
С появлением более современной аппаратуры в аэропорту возрастала численность обслуживающего персонала. Аэропорт начинает осваивать полёты на самолётах ЯК-42. В восьмидесятые годы на станцию приходят работать новые специалисты: синоптики Кулешова Ольга Михайловна, Котова Валерия Викторовна, Котелкова Ирина Юрьевна, в последствии перешедшая работать наблюдателем. Наблюдатели: Маркелова Тамара Викторовна, Казицына Елена Анатольевна, Гущина Елена Александровна; выпускницы СГУ - Савина Марина Леонидовна, Попова Татьяна Николаевна, Пацке Юлия Петровна, Межуева Татьяна Александровна. Радиооператоры: Макарова Елена Анатольевна и Кузнецова Светлана Александровна и позднее в 1995 году Колесникова Наталия Юрьевна.
Большой вклад в модернизацию и автоматизацию работы, прогнозирования и анализа синоптических процессов внесла синоптик Суворова Наталья Федоровна.
В целях улучшения методической базы метеорологического обеспечения авиации специалистами АМСГ Саратов составлены следующие региональные работы:
- «Аэросиноптическое описание МВЛ Саратовской области» (Калинина В.А.),
- «Аэросиноптические условия возникновения гололеда в аэропорту Саратов» (Селиванова Л.А.),
- «Обобщение случаев низкой облачности в аэропорту Саратов по материалам разборов неоправдавшихся прогнозов и описаниям ОЯ» (Никанорова Н.Б.),
- «Аэросинптические условия возникновения болтанки при заходе на посадку в аэропорту Саратов» (Колесникова Р.А.),
- «Роза ветров со скоростью 16-18 м/сек и более по области и по аэропорту Саратов» (Чермных Н.Г.),
- «Авиасиноптические условия возникновения гроз по Саратовской области и аэродрому Саратов» (Тюренкова Н.М.),
- «Климатическое описание аэродрома Саратов» – работу исполняли: выборка материала техниками-метеорологами, обработка и его описание инженер-синоптик 2 категории Чендева Н.Б.
Синоптики АМСГ проводили занятия по авиационной метеорологии с летным составом ОАО «Саравиа» и с диспетчерами службы движения.
В 1984 году начальником авиаметеостанции становится Колесникова Р.А.
Обладая знаниями и практическими навыками, Колесникова Р.А. внесла большой личный вклад в достижение стабильности работы АМСГ Саратов в сложных экономических условиях. С 1993 года на АМСГ Саратов проводится производственная практика по авиационной метеорологии у студентов 3-4 курсов Саратовского госуниверситета географического факультета специальности «Прикладная гидрометеорология и климатология».
Фото 16. Сотрудники АМСГ Саратов, преподаватели и студенты Саратовского государственного университета
С 1 января 2005 года по 1 апреля 2011 года АМСГ Саратов является обособленным подразделением АНО «Приволжское метеоагентство». А с 1 апреля 2011 года АМСГ Саратов входит в состав Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». С этого же времени начальником АМСГ становится Кулешова Ольга Михайловна, проработавшая синоптиком на АМСГ с 1983 года.
Огромный опыт работы сотрудников, преданность своему делу, хорошее знание метеорологических особенностей аэродрома, слаженность в работе коллектива, хорошее техническое оснащение АМСГ Саратов, под неусыпным вниманием молодого инженера-электроника Иванова Василия Николаевича, а затем Русанова Дениса Васильевича – все это является залогом безаварийной работы.
В 2011 году меняется индексный номер станции 34172 на 34171.
В мае 2012 года происходит установка ММК «Митра», что приводит к сокращение радиоаппаратной и функции по контролю за приёмом-передачей метеорологической информации возлагаются на синоптиков.
Период 2016-2018гг. изменений в работе не было, так как началось проектирование и постройка нового аэропорта, который должен был расположиться в районе посёлка Сабуровка, на удалении от аэропорта (Центральный) 20 км на север. В 2017 году вводится в работу система ПАК «UniMas».
20 августа 2019 года открывается новый аэропорт Саратов «Гагарин», АМСГ Саратов переносится на место нового аэропорта, который находится в 20-ти километрах (по прямой) от старого места расположения. Станции присваивается новый индекс 34077.
АМСГ располагается на территории аэродрома Саратов (Гагарин), в здании КДП на 4-ом этаже. Со срока 00 ВСВ 20 августа 2019 года метеорологические наблюдения по программе М-2 на аэродроме Саратов (Центральный) прекращены, на аэродроме Саратов «Гагарин» метеоплощадка не предусмотрена.
Старые кадры уходят на пенсию и коллектив обновляется молодежью (Бобкова Т.Е., Афонина-Русанова А.В., Маляренко К.А., Баранова Л.И. и др.).
Наблюдения ведутся с помощью КРАМС-4 автоматически, техники-метеорологи наблюдают только за формой и количеством облаков, метеоплощадка отсутствует.
Синоптики работают на АИС «МетеоЭксперт» и АИС «МетеоКонсультант».
В августе 2023 года прогнозирование по аэродрому Пенза и Пензенской области возлагается на синоптиков АМСГ Саратов.
В 2022-2024 году пришли работать к техникам-метеорологам Суркова Я.В., Круглова О.И., к синоптикам – Марданшина Э.Р., Михайлова А.А., инженером по ЭГМПОиС – Ситниченко Е.В., который 1 год отслужил в научной роте, специализирующейся на гидрометеорологическом обеспечении.
На АМСГ Саратов отсутствует текучесть кадров с 1985 года, 85% имеют специальное метеорологическое образование, 70% работников АМСГ имеют высшее образование (в основном являются выпускниками географического факультета СГУ по специальности «метеорология»). На авиаметеостанции трудится сплоченный, знающий свое дело коллектив. Огромный опыт работы сотрудников, преданность своему делу, хорошее знание метеорологических особенностей аэродрома, слаженность в работе коллектива, хорошее техническое оснащение АМСГ Саратов – все это является залогом безаварийной работы всего коллектива АМСГ.
Начальник АМСГ Саратов
Кулешова О.М.























